Часть I. Карл Густав Юнг и происхождение аналитической психологии

История души человеческой едва ли
не любопытнее и не полезнее истории
целого народа…
М.Ю. Лермонтов.

    Карл Густав Юнг – выдающийся швейцарский психолог, психотерапевт и философ - родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц. Вся его жизнь была связана с Швейцарией. Швейцария — это страна, где с давних пор уживаются протестантские и католические кантоны, где встречаются друг с другом немецкая, французская и итальянская культуры. Во времена Юнга швейцарские крестьяне ещё жили в мире гор и озёр, лесов и полей, который мало изменился за сотни лет. Швейцария придерживалась принципа политического нейтралитета с 1515 года, стремясь только к миру и стабильности (хотя этот баланс и был нарушен во время правления Наполеона). Люди, живущие в сельской местности, обладали такими качествами, как флегматичность, устойчивость, исконная близость к земле, уходившими корнями в природное изобилие, царившее вокруг. Очень важно подчеркнуть наличие у Юнга этой чисто швейцарской близости к земле, поскольку очень многие критики отметали его описания души как фантазии.

    Детство, юность и студенческие годы Карл Юнг провёл в Базеле и его окрестностях. Позже он жил в местечке Кюснахт, неподалёку от Цюриха. Родители Юнга происходили из образованных семей. Его отец Иоганн Пауль Юнг (1842-1896) был пастором евангелистской реформаторской церкви (община Кляйн-Хюнинген под Базелем). Отец Юнга был не лишён и интереса к науке. Он имел степень доктора филологии (восточные языки) и, по мнению сына, испытывал сомнения по поводу христианской веры, но бежал от сомнения с подлинным «жертвоприношением интеллекта». Проблема соотношения знания и веры станет центральной в поздних трудах Карла Юнга, выбравшего путь знания, а не веры, предписываемой лютеранством.

    Карл Юнг с самого рождения находился в среде, наполненной религией, естествознанием и гуманитарными науками, и сталкивался с вопросами, которые всю жизнь продолжали его интересовать. Позже отменное знание латыни помогло ему в работе с колоссальным количеством алхимических трактатов XV-XVII веков.

    Известно, что Карл Юнг, подобно своему деду, был очень приветлив, общителен и благодаря своему обаянию быстро завоевал благожелательное отношение окружающих. Существует много рассказов о том, как по-разному он умел смеяться и как умел радоваться ясному небу. Несмотря на эти сведения, сам Юнг в автобиографии пишет, что с детства был задумчивым и мечтательным. Он был одержим жаждой познания и очень рано стал испытывать душевные переживания [3].

    После сельской школы Карл поступил в Базельскую гимназию, где любимыми его предметами были зоология, биология, археология и история. Но здесь для него наступило тяжелое время. Он не нашёл контакта с другими учениками, да и учителя могли добиться от него совсем немного. По словам Юнга, они считали его «глупым и хитрым». Уже тогда его мало интересовали внешние события жизни. Его волновали психические переживания: сны, фантазии, игры, мысли, которые с детства сопутствовали всему, что затрагивало его душу. «Встречи с иной действительностью, коллизии с бессознательным навсегда врезались в мою душу. Это всегда было роскошью, перед которой все остальное отступало» [4]. Но в то время он ни с кем не мог поделиться этими переживаниями и слыл впечатлительным, нервным и замкнутым. Вся его жизнь находится под знаком тайны. И, конечно, не только чувство горечи, но и трезвое представление о способности окружающих его людей к пониманию побуждают его записать в 83-летнем возрасте: «Но я и сегодня одинок, потому что я знаю и должен говорить о вещах, о которых другие люди не знают и по большей части не хотят знать» [5].

    После завершения учёбы в гимназии на повестку дня встаёт проблема выбора профессии. Интерес гимназиста пробудили естественные науки и историко-археологические исследования греко-римской, египетской и доисторической эпох. Теология в расчёт явно не принимается. Отец и тот почти отговаривает от неё. Сын считает даже, что именно теология или, точнее, вообще церковное христианство отдалило его от отца.

    Принятый на учёбу в Базельский университет, студент медицины сталкивается со сложными материальными проблемами, которые, не говоря уже об относительно скромном материальном положении семьи, ещё более усугубляется в связи со смертью отца (в 1896 году) и с которыми ему удаётся справиться и продолжить учёбу лишь благодаря посторонней помощи, должности младшего ассистента и продаже небольшой антикварной коллекции.

    В конце второго семестра к обязательным учебным предметам присоединяется знакомство со спиритической литературой, которая была популярна в конце XIX века. К удивлению своих друзей-студентов, он читает в свободное время прежде всего философов; наряду с древними философами, это Шопенгауэр, Кант, Ницше, Э. фон Гартман. Так в «Воспоминаниях…» он пишет: «Мрачная картина мира Шопенгауэра нашла во мне не разделённый никем отклик, однако предполагаемое им решение проблемы меня не удовлетворяло» [6]. Но вместе с тем в круг чтения Карла Юнга входят Сведенборг, Юнг-Штиллинг, Месмер, Карл де Прель, Кернер и другие. Проводятся спиритически-парапсихологические эксперименты, записываются соответствующие результаты. Несмотря на критическое и скептическое отношение Юнга к этим опытам, сделанные при этом наблюдения представляются ему пригодными для использования в качестве материала для диссертации по медицине, которая появляется под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» в 1902 году.

    Когда Юнг готовится к государственному экзамену (1900), ему ещё не ясно, в каком направлении будет идти его будущая работа в качестве врача. То, что это может быть психиатрия, для него маловероятно. Но познакомившись с «Учебником психиатрии» Крафта-Эбинга: «Я неожиданно почувствовал себя совершенно охваченным своего рода интуитивным прозрением. В то время я не смог бы сформулировать это ясно, но я чувствовал, что коснулся сути проблемы. И тогда я сразу решил стать психиатром, так как я наконец увидел возможность соединить мой интерес к философии, к естественным наукам и медицине, что для меня было главной задачей» [7].

    Вскоре после окончания учёбы в университете в 1900 году К.Г. Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Ойгена Блойлера в психиатрической клинике в Бургхёльцли (пригород Цюриха). Последующие годы в клинике заполнены для Юнга будничной работой врача отделения. Наряду с этим он всё же находит время, чтобы закончить свою диссертацию.

    Базель, где прошли годы учения, и Цюрих, в котором Юнг начал профессиональную деятельность, имели для Юнга символическое значение. Культурная атмосфера этих городов как бы несла на себе отпечаток двух противоположных тенденций европейского духа. Базель — живая память европейской культуры. В университете не забывали о преподававшем в нём Эразме и учившемся Гольбейне, на филологическом факультете ещё были профессора, знавшие Ницше, на улицах города он встречал Я. Буркхардта, внучатый племянник которого Альберт Ори был ближайшим другом Юнга. Это был город, в котором витали духи великих философов. Но если Базель уходил корнями в далёкое прошлое, то Цюрих устремлялся в столь же далёкое будущее. Незадолго до того перестроенный архитектором А. Рютли Цюрих почти без узких средневековых улочек, зато с густой сетью трамвайных линий (век назад это было новшеством!) был городом индустрии и финансов, был нацелен на богатство и власть. Цюрих создал сообщество учёных, опиравшихся на эмпирические методы, новейшее естествознание. Юнг болезненно переживал разрыв между научно-техническими устремлениями эпохи и глубинными христианскими основами культуры. Впоследствии он укажет на этот разрыв как на причину катаклизмов ХХ века: обезбожение мира привело к тому, что мир стал пуст, скучен, мёртв, а демоны переместились в глубь человеческой души и рвутся оттуда наружу, материализуясь в чудовищных политических фигурах, массовых движениях фашизма и коммунизма.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter