Функция ощущения. Экстраверты ощущающего типа являются абсолютными реалистами, они воспринимают мир таким, каков он есть, и спокойно приспосабливаются к нему когда их ожидания не совпадают с реальным опытом (примером этого типа является жена К.Г. Юнга – Эмма. Также большое число интровертивных «сенсатов» среди компьютерных программистов). Как выразился Юнг: «Ни один из психологических типов людей не может сравниться в реализме с типом «сенсетива»- экстраверта». Часто человек этого типа сам не знает в какой степени он подвержен чувственности. Из-за этого он не должен быть человеком грубой чувственности. Напротив, он может дифференцировать своё ощущение до самой высокой степени эстетического восприятия. Но чем больше доминирует в нём чувственность, тем неприятнее становится этот тип. Он развивается или в грубого, стремящегося к наслаждениям эгоиста, или в скрупулезного эстета.

     Функция интуиции. Когда люди впервые встречаются с психотипами Юнга, более всего их ставит в тупик функция интуиции. Они понимают, что такое мышление, чувства и ощущения, но им кажется странным, что интуицию ставят в один ряд с этими тремя понятиями.

    Интуиция — это способность непосредственного понимания, мгновенного проникновения в сущность. Строгое логическое рассуждение кажется интуитивисту скучным, излишним. Ведь он сразу может «ухватить» главное и ему не нужны детали. Он не дочитывает книг до конца и быстро определяет свое отношение к людям. Он равнодушен к логическому и механическому порядку, но живо интересуется человеческим, одухотворенным и далее мистическим. Он не любит классификаторов и системосозидателей, интуиция заменяет ему логику.

    Интуитивист не усидчив, не склонен к кропотливой работе. Ему странен интерес к фактам, как таковым, который встречается у экстравертов-мыслителей. Интуитивист может быть философом и тонким политиком, хорошим организатором-практиком. Из интровертных мыслителей, способных глубоко заглядывать в коллективное бессознательное, вырастают писатели, психологи, вожди религиозных и политических движений. Великий поэт и художник ХVIII столетия Уильям Блейк являет собой идеальный пример интровертивного интуитивного типа, в котором черты интроверта и «интуитивиста» достаточно хорошо уравновешивают друг друга.

    Экстравертный интуитивист — любитель новизны, путешествий. Он неусидчив, непостоянен. Он не чтит обычаев, склонен к авантюризму. Дом, семейный очаг ощущает как тюрьму. Он может быть морально неразборчив и лишен эстетического вкуса.

    Юнг подробно характеризует каждую из психических функций в её экстравертной и интровертной модальностях. Человек привыкает достигать успеха с помощью той способности, которой одарён в наибольшей степени. Каждая функция может осуществляться как интровертированным, так и экстравертированным образом. В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга «Психологические типы».

    В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. «Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или не важными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т.д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации» [27]. К сожалению, у человека как правило четыре функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция сильно доминирует, и еще одна, относительно развитая является, является дополнительной. Остальные две функции в целом бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью.

    В борьбе этих течений (функций характера) совершается драма внутренней жизни человека. Как мы видели у каждой из этих сфер свои законы, своя природа, направление и приёмы борьбы с ней. Во власти человека непосредственно находится только область духовной свободы: она не уничтожается никогда. Всё другое течёт и развивается по своим природным законам, ничего общего не имеющим со свободой человека. «Только свобода человека, как солнце, - пишет профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов, - может живить и исправлять стихийные силы и сферы, живущие по своим законам, под внешним влиянием, бушуя и затопляя собой всё» [28]. Слабая свобода только своим сознанием пассивно присутствует там, куда увлекают человека стихийные силы и течения, подчиняется их законам и даже может усиливать своим сознанием эти природные течения. Если у него доброе сердце, он подчиняется движениям эмоций, живёт своим сознанием в этой области и тем усиливает её. Если у него ясный и острый ум, человек своим сознанием и свободой следует за его логическими построениями и усиливает их. Если у него могучая фантазия, он отдаётся миру образов и грез. Если несокрушимая сила чувственности и эгоизма, он становится беззаветным слугою их и подчиняет им свою сферу духовной свободы. Колебания возможны в зависимости от природного склада человека, от силы его стихийных влечений. Святитель Феофан Затворник в XIX веке систематически исследовал, что есть духовная жизнь, что есть дух в человеке в отличие от души и тела. В его понимании дух в душевной жизни человека проявляется трояко: в благоговении и страхе Божием, в совести и искании Бога. В единстве и равновесии всех сторон человеческой природы (духа, души и тела) коренится, по мнению святителя, свобода и сознание, подлинное здоровье человеческой личности, основа целостного нашего «я». Если сознание и свобода помрачены и подчинены душевно-телесному (психофизическому), тогда это уже не человек. Отличительная черта человека, высшая сторона человеческой жизни в духе, выделяющая его из всех других тварей, - это неотъемлемая принадлежность нашего существа, и проявляется она у всех своеобразно.

    На основе разработанной Юнгом типологии характеров исследовательницей из Литвы — Аушрой Аугустинавичуте в 70-е годы была создана особая прикладная наука — соционика, которая изучает возможности сотрудничества и пути преодоления конфликта в коллективах. В соционике принято выделять шестнадцать таких типов — в соответствии с двумя развитыми функциями и одной из модальностей. При этом одни типы оказываются хорошо совместимыми («дуалы»), а другие склонны вступать в конфликты. Коллектив из четырех дополняющих друг друга людей называется «квадрой».

    Таким образом, типы и функции личности – это реакция человеческого сознания на жизнь. Юнг не втискивал индивидуумов в узкие категории, но намечал общие тенденции или способы бытия в мире. В пользу теории типов говорят определённые факты: кто-то предпочитает вечеринке чтение книги (интроверсия), кто-то ставит красоту выше логически доказуемого (чувство). Подчёркивая важность осознания своих склонностей в этих сферах, своей центральной задачей Юнг считал изучение бессознательного.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter