2.2.1. Развитие философских представлений о сознании и бессознательном

    История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного уходит своими корнями в далёкую древность. Так, для некоторых древнеиндийских мыслителей было характерно признание существования «неразумной души», «неразумной жизни», протекающей таким образом, что человеку становились неподвластны его собственные чувства. В Бхагавадгите, или Гите содержалось понятие о трояком разделении разума: разум знающий, неправильно познающий (страстный) и окутанный мраком (тёмный). Там же имелось представление о «каме» как страсти, вожделении, основном начале человеческой души, неразумном по своей внутренней природе. В ведийской литературе Упанишад говорилось о «пране» - жизненной энергии, которая являлась изначально бессознательной. Буддийское учение исходило также из признания наличия несознательной жизни. Йога допускала, что кроме сознающего разума имеется бессознательная, но «психически активная» область. В древнегреческих учениях содержались идеи, связанные с проблемой неудержимых, выходящих из под контроля индивида влечений и неосознанного знания человека. Платон, например, говорит о «диком, звероподобном начале», способном увести человека куда угодно [33].

    Начиная с древних времен и вплоть до возникновения психоанализа, проблематика бессознательного так или иначе затрагивалась в работах многих мыслителей и учёных (учение Сократа и Платона об анамнесисе-знании-припоминании, учение Аристотеля о разных частях души). Существенный вклад в осмысление и изучение проблемы бессознательного внесли Б.Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), К.Карус (ключ бессознательного в подсознательном), И.Сеченов («бессознательные ощущения и чувствования»), И.Павлов («бессознательная психическая жизнь»), А.Бергсон (интуитивизм, бессознательное, ″сверхсознание″) и многих других. Так, например, Артур Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» пишет: «В самом деле, достойно удивления, как человек, наряду со своей жизнью в сфере конкретного, всегда живёт ещё другой жизнью – в сфере абстрактного. В первой он отдан на волю всем бурям действительности и влиянию настоящего; обречён бороться, страдать и умирать, подобно животному. Но его жизнь в сфере абстрактного, как она преподносится его разумному сознанию, представляет собой тихое отражение его жизни в сфере спокойного обдумывания, то, что до этого полностью владело им и глубоко волновало, представляется ему холодным, бесцветным и в данный момент чуждым и странным…» [34].

    Во второй половине ХIХ века идеи о бессознательной человеческой деятельности что называется, носились в воздухе. Как показал английский исследователь Л.Уайт, в период с 1872 по 1880 годы на английском, французском и немецком языках вышли в свет по меньшей мере шесть научных изданий, в названии которых стоял термин «бессознательное». Впрочем, и до 1872 года были работы, в названии которых фигурировал данный термин. Типичным примером является объемистый труд немецкого философа Эдуарда фон Гартмана «Философия бессознательного» (1869), где подчеркивалось, что горе тому человеку, который, преувеличивая цену сознательно-разумного и желая исключительно поддержать его значение, насильственно подавляет бессознательное. Этот, посвящённый проблематике бессознательного труд Гартмана, существенно отличался от работ других мыслителей, в которых хотя и содержались идеи о бессознательном, тем не менее они не получили развернутого обоснования. Немецкий философ не только обстоятельно раскрыл проблематику бессознательного, признал за бессознательным несомненную ценность для понимания человеческих деяний, но и попытался рассмотреть те плюсы и минусы, которое оно включает в себе [35].

    Как бы там ни было, но остаётся фактом то, что задолго до Фрейда проблематика бессознательного попадала в поле зрения различных мыслителей. Другое дело, что, в отличие от философии второй половины ХIХ столетия, в науке и медицине превалировали представления о человеке как сознательном существе. В лучшем случае высказывались соображения о бессознательных физиологических реакциях. Однако психология восприятия человека в основном была ориентирована на рассмотрение его в качестве разумного, рационального и сознательного существа.

    Первое же Международное совещание, посвящённое проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 году в Бостоне (США). Тогда учёные подтвердили, что бессознательное есть фактор, учёт которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, взаимоотношения людей. Бессознательное, как объясняющий фактор, ими называлось, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предполагалось. Подавляющее большинство психологов того периода считали, что психика и сознание – это одно и тоже. В своём глубинном осмыслении представление о тождестве сознания и психики получило свое отражение в известном изречении французского философа ХVII века Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». ХХ век стал веком открытия бессознательного. Человек подвластен бессознательным импульсам и желаниям. Их природа – сексуальная (Фрейд), социальная (Адлер), личная, стремящаяся к самореализации (Юнг), коллективная (архетипы Юнга). Позднее было открыто, что потребность в Боге и нравственных ценностях выявляет существование бессознательного духовной природы (Виктор Франкл, Эрик Эриксон, Ролло Мэй), которое поддерживает религиозную веру, даже когда она не отдаёт себе отчёта в причинах собственной убеждённости. Следует сказать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательным и бессознательным остаётся сложным и не решается вполне однозначно и до сего дня.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter