2.2. Сознание и бессознательное

    Два слова, вынесенные в заголовок: сознание и бессознательное, - означают не только два центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т.е. вопросами о принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Теодор Липпс в известном определении проблемы подсознательного, гласящем, что подсознательное не столько психологический вопрос, сколько вопрос самой психологии.

    Психология, согласно Юнгу, молодая наука. Исследование души — дело будущего. Свою аналитическую психологию Юнг скромно оценивает как серию робких попыток раскрыть некоторые важные аспекты душевной жизни, которая упорно сопротивляется всякой схематизации. Написав за свою жизнь множество работ, он так и не собрался систематизировать свои идеи. Не уставая подчеркивать эмпирический характер своей концепции, ее основание на фактах самонаблюдения, клиники, материале литературы и мифологии, Юнг, тем не менее, высказал по разным поводам множество суждений, которые могли бы составить «каркас» общей психологической теории. У Юнга нетрудно обнаружить не только эмпирические констатации, но и своеобразную метафизику, то есть суждения о том, что лежит за порогом опыта. Философию Юнга нередко возводят к «теории идей» Платона. Но, согласно Платону, души людей выходят из мира идей и возвращаются в него снова. По Юнгу, мир идей и мир человеческих душ — тождественны. Нет ничего более «базового», чем психическое. Это — единственная вещь, которую мы переживаем непосредственно. Все понятия философии, психологии и науки — вторичны и следуют из переживаний. Наиболее известный из последователей Юнга — Дж. Хиллман недвусмысленно говорит о «Душе мира», как основной категории юнгианства. Индивидуальная душа — лишь светящаяся точка Мировой души.

    Работая в области клинической психологии, Фрейд и Юнг были вынуждены иметь дело с силами, действующими за рамками сознания. У их пациентов обнаруживались симптомы, которые отражали конфликт между осознанными ценностями (семейными и культурными) и инстинктивными желаниями (которых они не осознавали). Фрейда интересовал главным образом половой инстинкт, тогда как Юнг понимал, что все мы вмещаем в себя мириады поведенческих моделей и представлений. Соответственно Юнг решил отделить сознательное от бессознательного на очень продвинутом этапе развития – когда мы начинаем осознавать происходящие в нас внутренние процессы.

    По мнению Юнга, душа каждого человека делится на три части: сознание, коллективное бессознательное и личное бессознательное. Сознание, которое представляется непременным условием существования человека, - лишь верхушка айсберга. Как писал сам Карл Юнг, «область бессознательного огромна и непрерывна, тогда как область сознания – это ограниченное поле одномоментного видения» [29]. Сознание управляет самыми сложными формами, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многообразие психической жизни не может быть полноценно понято только как сознание; оно также не может быть понято средствами одного только сознания. Реальный опыт душевных переживаний должен иметь и теоретический фундамент, выходящий за пределы сознания. «Прямые, доступные непосредственному наблюдению данные психического опыта, - как писал Карл Ясперс (1883-1969), - аналогичны пене на поверхности моря. Океанские же глубины недоступны и могут быть изучены лишь непрямым, теоретическим путем. …Для объяснения психической жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию – происходящими в сфере бессознательного событиями, которые, конечно, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий» [30].

    Под сознанием располагается гораздо более обширный пласт забытых или подавленных личных воспоминаний, чувств и поведенческих моделей, которые Юнг называл личным бессознательным. Личное бессознательное является уникальным достоянием каждого человека и отражает его личную историю. Под личным бессознательным простирается глубокое море коллективного бессознательного, необозримое и древнее. Коллективное бессознательное составляет основную часть души, а его содержание принадлежит всему человечеству. «Инстинкты и архетипы вместе составляют «коллективное бессознательное». Я называю его коллективным потому, что, в отличие от личного бессознательного, оно состоит не из индивидуальных и более или менее самобытных содержаний – его содержания универсальны и регулярно повторяются» [31]. Оно заполнено образами и поведенческими реакциями, которые многократно повторялись в истории не только человечества, но и самой жизни. Как говорил Юнг, «…чем глубже погружаешься, тем более широкий пласт обнаруживаешь» [32]. Коллективное и общечеловеческое бессознательное хранят в себе в спрессованном виде следы самых древних мыслей и впечатлений. Но еще глубже лежат слои, которые уже давно не являются результатом какого бы то ни было отражения, а выступают как фундаментальные структуры мира.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter