В предлагаемой статье автором анализируется отечественное и зарубежное законодательство, а также практика его применения в сфере обеспечения религиозной безопасности общества. Подчеркивается необходимость совершенствования законодательства России в данной области и использования передового зарубежного опыта.

In this article the author analyzes the domestic and foreign legislation and practice in the field of religious public safety. The author stresses the need to improve the Russian legislation in this area and the use of foreign expertise.

ESTABLISHED RELIGIOUS SECURITY IN RUSSIA AND ABROAD: COMPARATIVE CONSTITUTIONAL LAW ANALYSIS

Термин «религиозная безопасность» еще прочно не вошел в юридический оборот. Определение религиозной безопасности общества является темой отдельного исследования, но в целях данной статьи отметим, что под религиозной безопасностью мы понимаем состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, рождающихся в религиозной сфере.

Одной из угроз религиозной безопасности общества является религиозный экстремизм, борьба с которым на настоящий момент стала глобальной международной задачей. Масштабы религиозного экстремизма и его межгосударственный характер сделали необходимым совершенствование системы противодействия ему, а также координацию усилий различных государств на долгосрочной основе.

В современных условиях невозможно выстроить эффективную систему обеспечения религиозной безопасности России без учета опыта зарубежных государств. В целях противодействия экстремизму в большинстве зарубежных стран существуют законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.

По мнению некоторых исследователей, опыт применения законов, запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих в Канаде, Дании, Франции, Германии, Нидерландах и других государствах во многом сходен – везде эти законы ориентированы на защиту человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая юридическую ответственность, в частности, уголовную.

Законы Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющими признаками которых являются общность расы, национального или этнического происхождения. Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств существует в Канаде и Нидерландах.

В Канаде данное правонарушение предусмотрено общим правом, и для привлечения к ответственности за оскорбление религиозных чувств необходимо представить доказательства того, что оно угрожает общественному спокойствию.

В Федеративной Республике Германии с середины 80-х годов существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном Законе ФРГ подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами; пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, не зависимы от исповедуемой религии (ст. 3, 4, 9, 33).

В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст. 130, 166, 167).

В 1988 г. был издан новый Уголовно-процессуальный кодекс Италии, где подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности. В новом УПК Италии запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц, а также уголовная ответственность за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов.

В Индии еще в 1898 г. Уголовный кодекс был дополнен ст. 153А, установившей ответственность за разжигание вражды или ненависти между «различными классами индийских граждан».

Зарубежный опыт показывает, что во многих государствах уже накоплен опыт противодействия религиозному экстремизму. Данный опыт, безусловно, нуждается в детальном изучении со стороны компетентных органов Российской Федерации. Но, в целом, российское законодательство содержит аналогичные нормы, позволяющие уверенно противодействовать религиозному экстремизму. Среди нормативно-правовых актов, содержащих такие нормы можно назвать Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. , Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) , Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) и другие документы.

В тоже время, зарубежное законодательство в сфере обеспечения религиозной безопасности не ограничивается только нормами, гарантирующими свободу вероисповедания. Законодательство зарубежных стран изобилует нормами, направленными на противодействие религиозным и псевдорелигиозным объединениям деструктивной направленности.

Противодействие подобного рода объединениям, чья деятельность направлена на нарушение прав человека и сопряжена с психическим и физическим насилием, является одним из элементов обеспечения религиозной безопасности общества, в частности, европейских стран. Во многих европейских странах на уровне высших государственных органов осознана опасность подобных объединений и предпринимаются широкомасштабные меры по противодействию их деятельности.

Так, Совет Европы 22 июня 1999 г. заявил о необходимости создания в каждой стране-члене государственных организаций для помощи жертвам деструктивных сект и членам их семей. В настоящее время действует Европейская конфедерация национальных антисектантских организаций – это координационный центр христианских сектоведческих исследований со штаб-квартирой в датском городе Орхусе.

Депутаты Совета Европы также заявили о необходимости лучшей информированности народа о деятельности различных религиозных, эзотерических и спиритистских групп. Эта информация должна защищать людей от вторжения в их жизнь, недобросовестного манипулирования ими.

Инициатива депутатов Совета Европы нашла поддержку в ФРГ, которая, по нашему мнению, сегодня занимает одно из лидирующих мест по обеспечению религиозной безопасности. В частности, здесь существуют государственные органы, представители которых следят за деятельностью РДН, постоянно информируют население об этой деятельности и ее результатах, читают лекции в школах, выпускают листовки и буклеты об опасности подобных объединений. Периодически организуются парламентские комиссии, которые проводят расследования по поводу тех или иных действий РДН, идущих в разрез с законом.

При этом в Германии особое значение придается так называемому «предупреждению сект» (der Präventionsarbeit des Sekten). Предупреждение – это многоуровневая профилактика. В рамках первоначального предупреждения осуществляется ознакомление населения с проблемой РДН. Вторичное предупреждение заключается в обнаружении причин, которые могут побудить человека заинтересоваться той или иной сектой. Если первоначальное и вторичное предупреждение не принесли результата и человек по тем или иным причинам оказался в секте, применяется третичное предупреждение, которое заключается в проведении мероприятий по освобождению человека из деструктивного объединения.

Кроме того, механизм противодействия РДН заложен уже в самом правовом статусе религиозных объединений в ФРГ, который может быть двух видов: специальный и обычный. Специальный статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и возможность заключать соглашения с государством с целью получения доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т. п. Чтобы получить этот статус религиозное объединение должно объединять в своих рядах не менее 1% населения соответствующей германской территории.

В настоящее время в ФРГ ведется активная борьба с РДН и ПРДН как таковыми, но особый акцент делается на противодействие сайентологической церкви . Еще в 1992 году парламент дал распоряжение правительству Гамбурга создать исследовательскую группу по сайентологии, и с того момента население стало информироваться об этом объединении и его опасности, а также помогать жертвам сайентологов. Решением Федерального трудового суда Гамбурга от 22 марта 1995 года сайентологической церкви было отказано в регистрации в качестве религиозной организации, дававшей ей существенные налоговые льготы. Более того, в ФРГ за сайентологией было установлено наблюдение со стороны внутренней службы безопасности. Это ведомство принимает меры, препятствующие деятельности сайентологов в ФРГ. Вся информация, собираемая этим ведомством, передается министерствам на уровне федеральных земель и на уровень федерации. В Гамбурге и Баварии при приеме на государственную службу практикуется так называемый «вопрос о сайентологии»: претенденты на место должны доказать, что они не являются членами данной организации . Другие федеральные земли начинают принимать аналогичные законы.

Как видим, в отношении противодействия РДН и ПРДН Россия значительно отстает от ведущих стран мира. Зарубежный опыт, в частности опыт ФРГ, нуждается в осмыслении и адаптации к российской действительности с целью его последующего использования.

Говоря о зарубежном опыте противодействия религиозному экстремизму, а также деятельности РДН и ПРДН, нельзя обойти стороной участие в данном процессе неправительственных организаций. В ФРГ, как и в других европейских государствах к деятельности по противодействию РДН привлекаются общественные и религиозные объединения. В частности, на постоянной основе действует рабочая группа Объединенной Евангельско-лютеранской церкви. Это комиссия религиозно-научных и теологических специалистов и исследователей, в том числе земельных церковных уполномоченных и университетских преподавателей, созданная для решения вопросов, связанных с РДН.

Подобная деятельность общественных объединений отчасти предусматривается и российским законодательством. Так, ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности. Но дальнейшей конкретизации данная норма не получила. Нам представляется необходимым определить цели, задачи, методы, механизмы такой деятельности, очертить ее границы. Думается, что общественные объединения могли бы осуществлять экспертную поддержку государственных органов власти, а также общественный контроль за их деятельностью.

Более широкое участие общественных объединений и отдельных граждан, по нашему мнению, способно существенно облегчить государству деятельность по устранению всего спектра угроз религиозной безопасности Российской Федерации и нуждается в детальном нормативно-правовом регулировании.

В рамках данной статьи мы считаем необходимым исследовать проблемы нейтрализации угроз религиозной безопасности Российской Федерации, рождающихся за ее пределами и проанализировать соответствующий зарубежный опыт. Как должны реагировать высшие органы государственной власти, например, на наличие на территории иностранных государств баз подготовки террористов и на присутствие там центров РДН и ПРДН, целью которых является подготовка специалистов соответствующего профиля и последующее внедрение их в российское общество? В контексте обеспечения религиозной безопасности России, можно считать данный вопрос чрезвычайно актуальным.

Обратившись к зарубежному законодательству, мы обнаружим, что ведущие мировые державы не считают чем-то предосудительным вмешательство в религиозную сферу общества за пределами своей территории.

В частности, в 2002 году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла два уз-ловых документа. Первый, Резолюция № 1278 , который говорит о необходимости усо-вершенствования Закона Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» в сторону его большей либерализации. Резолюция призывает прекратить практику якобы привилегированного отношения к Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Второй документ, Рекомендации № 1556 , в которых говорится о том, что в Восточной Европе религиозное меньшинство подвергается дискриминации со стороны религиозного большинства. На попытки защиты своих религиозных традиций со стороны России этот европейский документ повесил ярлык агрессивного национализма и шовинизма. Россию критикуют только за то, что большая часть народа осмеливается называть себя православными. В тоже время, этот документ отнюдь не осуждает привилегированное отношение к традиционным религиям, например, в европейских странах.

Подобные процессы необходимо рассматривать как методы борьбы с Россией со стороны иностранных государств. России последовательно навязывается ультралиберальная модель государственно-религиозных отношений в то время, как в иностранных государствах существуют различные варианты таких отношений. В одних странах государство собирает налог от имени определенных религиозных объединений, в других содержит за свой счет священнослужителей, в третьих оплачивает религиозное образование в школах, в четвертых первые лица государства приносят присягу на Библии и все это не вызывает никакой отрицательной реакции со стороны мирового сообщества.

Но некоторые западные государства идут еще дальше. В октябре 1998 года Конгресс США принял акт «О международной свободе вероисповедания». Этим актом США присвоили себе право применять санкции против стран-нарушителей религиозной свободы. В США существует и другой документ – «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия». В нем говорится о признании лидерства США в мире и об их готовности вмешиваться во внутренние дела других государств. Таким образом, национальные интересы США были увязаны с политикой других государств в религиозной сфере.

В ежегодных докладах о религиозной свободе, представлявшихся в США, Россия неоднократно причислялась к государствам, вероисповедальная политика которых квалифицировалась как дискриминационная. При этом речь шла о дискриминации не по отношению к традиционным религиям, а именно к РДН и ПРДН.

Таким образом, Россию, практически, принуждают предоставить религиозную сферу РДН, которые культивируют нетрадиционную духовность. На данный момент, можно говорить о сложившейся международной практике вмешательства иностранных государств в религиозную сферу жизнедеятельности российского общества. В данной ситуации российскому государству необходимо в целях обеспечения религиозной безопасности не только пресекать такое вмешательство и осуществлять эффективное противодействие РДН на своей территории, но и осуществлять комплекс мероприятий превентивного характера за пределами своей территории.

В практической плоскости это может быть введение экономических санкций против иностранных государств или их отдельных структурных подразделений за бездействие по нейтрализации деятельности РДН или даже покровительство такой деятельности. В случае же неэффективности таких мер может быть необходимым применение Вооруженных Сил за пределами России с целью ликвидации центров формирования угроз религиозной безопасности России.

Для решения таких задач, безусловно, необходима разработка и принятие соответствующих нормативно-правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Примером в этом плане может послужить законодательство США. Но базовые нормы в Конституции России и федеральном законодательстве уже содержатся.

Так, ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ среди приоритетных мер, осуществляемых в целях обеспечения безопасности России, называет предупредительные меры. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О Военной доктрине Российской Федерации» от 5 февраля 2010 г. № 146 в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.

Устав ООН предусматривает несколько возможностей правомерного применения военной силы:

а) в случае участия государства в мерах, применяемых ООН по постановлению Совета Безопасности для предотвращения или устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира;

б) в целях индивидуальной самообороны;

в) в порядке коллективной самообороны, региональными договорами и соглашениями.

Таким образом, Российская Федерация вполне имеет право применять свои Вооруженные Силы в целях самообороны. Кроме того, соответствующие нормы, позволяющие обеспечивать религиозную безопасность, действуя за пределами собственной территории, могут включаться в международные договоры, например, в рамках ОДКБ.

Президент России В.В. Путин обозначил новый политический курс, который заключается в защите традиционных для России религий, в частности христианства, в зарубежных странах. Учитывая приоритет поддержки соотечественников за рубежом, такая постановка задач перед государством представляется абсолютно верной. Многие из соотечественников являются православными христианами, что делает защиту их религии максимально актуальной.

Кроме того, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом является важнейшей задачей России согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». К таким правам и законным интересам мы относим и возможность граждан России беспрепятственно удовлетворять свои духовные потребности, посещать храмы и святые места.

Таким образом, защиту ценностей традиционных для России религий за ее пределами необходимо считать важнейшим принципом обеспечения религиозной безопасности. Подобным же образом поступают, например, исламские государства, и Россия в этом плане не привносит в практику международных отношений ничего нового.

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что лучшие наработки зарубежных государств по обеспечению религиозной безопасности необходимо применять в России. Иностранные государства в этом направлении используют целый спектр правовых средств, включающих в себя как профилактические мероприятия, так и прямое противодействие деятельности РДН и ПРДН. По нашему мнению, особую актуальность для России имеет более широкое привлечение общественных объединений и отдельных граждан к осуществлению мероприятий по обеспечению религиозной безопасности. Также необходимо подчеркнуть, что в условиях глобализации представляется невозможным обеспечить религиозную безопасность России, проводя соответствующие мероприятия только в пределах ее территории. Рассмотренные нами направления обеспечения религиозной безопасности требуют продолжения работы по выработке и совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2011, № 1, ст. 2.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 05.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.

5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.05.2009, № 20, ст. 2444.

6. Указ Президента Российской Федерации «О Военной доктрине Российской Федерации» от 5.02.2010 № 146 // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.02.2010, № 7, ст. 724.

7. Конституция Германии (Основной Закон) 1949 г. М., 2003. 88 с.

8. Уголовный кодекс Канады 1955 г. М., 2005. 287 с.

9. Уголовный кодекс Голландии / Пер. с англ. И.В. Мироновой. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 510 с.

10. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии / Науч.ред. и вступ. ст. Д.А. Шестакова; Предисл. Г.-Г. Йешека; Пер. с нем. Н.С. Рачковой. М.: Юрид. центр Пресс, 2003. 522 с.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Италии / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006. 320 с.

12. Единогласное решение Совета Европы: запрос о создании организации помощи жертвам деструктивных культов. Агенство DPA. Страсбург, 22 июня 1999 года / www.iegova.narod.ru URL: http://www.iegova.narod.ru/prochee/press-reliz.htm (дата обращения: 24.02.13).

13. Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 года // Миссионерское обозрение. Белгород, 1996. № 3. С. 8.

14. Мирошникова Е. «Церковь» и «секта» в немецком религиоведении // Религия и право. М., 1999. № 4 – 5. С. 34;

15. Никифоров Б.С. Уголовное законодательство Республики Индии. М., 2006. 210 с.

16. Новопашин А., протоиерей. «Секты как проблема патриотического воспитания». Доклад настоятеля собора св. князя Александра Невского протоиерея Александра Новопашина на Сибирском региональном семинаре «Патриотическое воспитание молодёжи» / Русская линия. 27.05.2005. URL: http://www.religare.ru/2_18057.html (дата обращения: 24.02.13).

17. Осторожно: cекта! / epigraf.su URL: http:// epigraf.su /ostorozhno-sekta (дата обращения: 24.02.13).

18. Питанов В.Ю. Введение в сектоведение / Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств. URL: http://www.orthodox-institute.ru/biblioteka/materialyi-po-sektovedeniyu/sektovedenie/pitanov-v.yu.-vvedenie-v-sektovedenie/ (дата обращения: 25.02.13).

19. Понкин И.В. Законодательное закрепление перечней традиционных религиозных организаций в законодательстве зарубежных стран // Миссионерское обозрение. 2001. № 1 (63). С. 16.

20. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования / Национальный портал противодействия терроризму – «РОССИЯ АНТИТЕРРОР» URL: http://www.antiterror.ru (дата обращения: 24.02.13).

21. Путин: Россия намерена защищать христиан от гонений в других странах / «Взгляд» – деловая газета. 08.02.2012. URL: http://vz.ru/news/2012/2/8/559915.html (дата обращения: 25.02.13).

22. Секты против церкви: (Процесс Дворкина) / Сост. Дворкин А.Л.; Информ.- консультатив. центр сщмч. Иринея Лионского (каф. Сектоведения Правосл. Св.- Тихон. богосл. ин-та). М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2000. 735 с.

23. Тому Крузу вход воспрещен / Седмица.Ru. Новосибирский Епархиальный Вестник. № 8. 06.07.2007. URL: http://www.orthedu.ru/nev/8-9_69-70_2007/sekty.htm (дата обращения: 25.02.13).

24. A National Security Strategy for a New Century / The White House. 10.1999. URL: http://clinton4.nara.gov/media/pdf/nssr-1299.pdf (дата обращения: 25.02.13).

25. Bildung und Schutz durch Prävention / sekten-info-nrw.de URL: http://sekten-info-nrw.de/index.php?option=com_content&task=view&id=127&Itemid=1 (дата обращения: 24.02.13).

26. International Religious Freedom Act of 1998 / www.state.gov URL: http://www.state.gov/documents/organization/2297.pdf (дата обращения: 25.02.13).

27. Recommendation 1556 (2002). Religion and change in central and eastern Europe / Council of Europe. Parliamentary Assembly. URL: http://www.assembly.coe.int/ASP/Xref/X2H-DW-XSL.asp?fileid=16997&lang=EN (дата обращения: 25.02.2013).

28. Resolution 1278 (2002). Russia’s law on religion / Council of Europe. Parliamentary Assembly. URL: http://www.assembly.coe.int/ASP/Xref/X2H-DW-XSL.asp?fileid=16992&lang=EN (дата обращения: 25.02.13).

29. Was ist eine Sekte? von Thomas Gandow (Seite 2) / Dialog&Apologetik. URL: // http://www.religio.de/dialog/105/28_01.htm (дата обращения: 25.02.13).

Материал опубликован: Пробелы в российском законодательстве. – 2013. – № 3. – С. 14 – 19.

Скачать статью в формате PDF

Загрузка ...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter