В 20-30-е годы он совершает ряд путешествий по Северной и Восточной Африке, Индии, Мексике. Он стремится понять культуру как душу народа, полагая, что именно через взаимодействие и синтез культур реализуется общий смысл истории. Таким образом, встречаются две главные темы Юнга – психолога и культуролога – темы индивидуального развития личности и коллективного бессознательного. Подобно тому, как индивидуация направлена к достижению психической целостности личности за счет гармонизации и синтеза архетипов бессознательного, история человечества направлена к достижению его культурной целостности за счёт взаимодействия культур Востока и Запада, мифов, религии, литературы и научных дисциплин. В 30-е годы Юнг был удостоен титула почётного президента Международного медицинского общества психотерапии, а в 1944 году он получил профессорство в Базельском университете Швейцарии, но его преподавательскую деятельность сдерживала хроническая болезнь, приобретённая после сердечного приступа. В 1948 году в Цюрихе был основан Институт К.Г. Юнга, существующий и сейчас.

    Интерес к мировой политике возрос у Юнга в результате наблюдения массовых психологических процессов в условиях тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера. В конце второй мировой войны внимание Юнга всё больше склоняется к общемировым проблемам. Поскольку на карту поставлена судьба человечества, естественно спросить: а не существует ли архетипа, который представляет человечество как целое? Ведь существование такого архетипа и сознательная работа с ним могут способствовать реальному синтезу культур. Действительно, в культурах Востока, а также в алхимии и гностицизме обнаруживается мотив Человека Света, который падает во тьму, оказывается расчлененным тьмой и затем должен быть «собран» и возвращен свету. Этот мотив символизирует созревание человечества.

    Уверенность в единстве всего сущего укрепила убеждённость Юнга в том, что терапевтическая работа, религия, политика, культура, искусство – это дороги направленные к одной цели – единому сознанию человечества, в рамках которого все противоположности оказываются взаимодополнительными и снимаются в высшем синтезе [10].

    В 1923 году Юнг приобрёл участок земли на берегу Цюрихского озера и выстроил там маленький замок с башней, где проводил в тишине и уединении свободные дни. Здесь не было ни электричества, ни телефона, ни газа, ни отопления. До сих пор этот дом стоит, словно замок, на берегу озера, в тени деревьев. Сюда Юнг приезжал в свободное время, чтобы работать над своими переживаниями, которые хотел скрыть от людей. «В Боллинге, - писал Юнг, - я оказываюсь в гуще моей истинной жизни, там я наиболее полно ощущаю себя. Временами у меня возникает такое чувство, словно парю над окружающим пейзажем и нахожусь внутри вещей, словно живу в каждом дереве, в плеске волн, в облаках и животных, которые рождаются и умирают, в смене времен года. В моей Башне нет ничего, что не обрело бы за десятилетия своей собственной формы, ничего не связанного со мною. Здесь все имеет свою историю, и все является моей историей…»[11].

    Если в Кюснахте и в Цюрихе протекала его официальная жизнь, принесшая ему всемирную известность, звания доктора и профессора, с активной преподавательской деятельностью, то в Боллинге протекала его «вторая жизнь», там открывались ворота в «другой мир»[12]. Здесь были его корни, источник его творчества. Всё, что содержалось в образе двух домов, он синтезировал в себе. Синтезировал в живое взаимодействие между внутренним и внешним миром, между (ранее существовавшим) бессознательным, которое он исследовал с научной точки зрения, и потоком коллективного бессознательного, который он всё время направлял в нужное русло. К концу жизни Юнг всё меньше интересовался внешними перипетиями событий и всё больше сосредотачивался на мировых проблемах. Его называли «мудрым старцем из Кюснахта». Возможно, он был одним из первых, кто осознал всё значение наступающего кризиса мировой цивилизации. Угроза атомной войны, перенаселенность, загрязнение природы, исчезновение природных ресурсов – эти внешние аспекты кризиса видны невооруженным взглядом. Но в чем его главная причина? Какие внутренние конфликты человечества стоят за ним? Как выйти из состояния массового психоза, в которое человечество все более погружается? Эти и подобные им вопросы Юнг стремился разрешить на путях анализа коллективного бессознательного. Так человечество стало его главным «пациентом». О деле своей жизни Юнг в возрасте 86 лет (за четыре месяца до смерти) писал в одном из писем: «Я могу только повторить, что каждую свою книгу писал со всей ответственностью, на какую был способен, что я был честен и представил факты, которые сами по себе не устарели. Я не хотел бы отречься ни от одной из моих публикаций и отвечаю за всё, что сказал»[13].

    Умер Карл Густав Юнг 6 июня 1961 года, оставив после себя большое психологическое и философское литературное наследие [14]. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного «пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу». Два других ученика Юнга – теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника [15]. Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной могиле на местном кладбище.

    Созданная Карлом Густавом Юнгом аналитическая психология до сегодняшнего дня является одной из самых захватывающих и интересных теорий современного человекознания. Её предметная область включает, кроме собственно психологии, психиатрии и психотерапии, также философию, антропологию, историю культуры, социологию, искусствознание, фольклористику, теологию и историю религий. Нельзя перечислить все области гуманитарного знания, которые испытали на себе влияние идей и мыслей выдающегося швейцарского учёного.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter