Д уша по природе своей христианка [1], утверждает Тертуллиан, поэтому человеку свойственно стремление к Богу, поиск Божественного, стремление к общению с Богом, жажда духовных даров и откровений. В секулярном человеческом сознании это часто проявляется в увлечениях мистикой, магией, спиритизмом. Во все времена человека влекло все непознанное, загадочное и таинственное.

Современное общество поражает разнообразием религиозных течений и изощренностью религиозной мысли. Тем не менее, все религиозные системы строятся на тяге человека к мистическим переживаниям и на различных «божественных откровениях». Человек жаждет чего-то нового, необычного, того, что подтвердит его правоту, правильность выбранного пути, наполнит его жизнь особыми мистическими переживаниями, облегчит страдания. Далеко не каждое религиозное течение представляет, на сколько опасен этот путь – искания мистических переживаний, сколько опасностей он таит в себе, на сколько изворотлив и коварен дьявол враг человеческого рода. Не лишено подобных исканий и христианство.

История донесла до нас много свидетельств о различных дарах Святого Духа, которые проявлялись в людях в начале христианской эпохи, но по каким-то причинам прекратились или стали столь редки, что создается впечатление их полного отсутствия. К сожалению, церковное предание не всегда сохранило для нас основной смысл и характер некоторых Духовных дарований, что привело к искажению их истинного смысла и значения.

Часто поиск мистических переживаний и божественных даров становится самоцелью, но пути приобретения истинных божественных дарований не известны большинству искателей. Человек или не знает этих путей, т.к. конфессия к которой он принадлежит, утратила или отвергла способы истинного богопознания, или человек ищет возможность легкого и быстрого получения «дара», все это, в конечном счете, приводит искателя к опасному духовному состоянию, которое в Православной церкви называется духовной прелестью и часто приводит к непоправимым последствиям.

Наиболее загадочным, наиболее популярным и массовым является глоссолалия (дар говорения на языках или дар языков). Не смотря на то, что даров Святого Духа много, именно этот дар часто выставляется как неопровержимое доказательство истинности своей веры представителями различных религиозных конфессий. Сегодня, говорение на языках приобретает все большую популярность, возникнув в протестантской среде в 1900 году, это необычное явление завоевало множество последователей в разных странах мира. Постепенно к нему начали присоединяться представители других христианских церквей: лютеране, католики, православные… Вскоре происходящее стали называть «харизматическим возрождением». Постепенно, харизматическое возрождение докатилось и до православной России, все чаще встречаются люди, называющие себя православными, и, в тоже время, говорящие странными «ангельскими» языками. В некоторых храмах после службы православные христиане собираются для харизматического говорения на неведомых языках.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЦЕРКОВНОЕ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

  1.1. ТРИ ВОЛНЫ «СВЯТОГО ДУХА»

  1.2. ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО В РОССИИ

2. ТЕРМИНОЛОГИЯ

  2.1. ГЛОССОЛАЛИЯ

  2.2. ЭКСТАЗ

3. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГЛОССОЛАЛИИ В СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

4. ФЕНОМЕН ГЛОССОЛАЛИИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМАХ И ЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТАХ

5. ПРИМЕРЫ ГЛОССОЛАЛИИ В СОВРЕМЕННОМ ХРИСТИАНСТВЕ

  5.1. ХАРИЗМАТИЗМ В ПРОТЕСТАНТСКОЙ СРЕДЕ

  5.2. ХАРИЗМАТИЗМ В РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВИ

  5.3. ХАРИЗМАТИЗМ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВИ

    5.3.1. Харизматическое возрождение среди православных в США

    5.3.2. «Украинская Реформаторская Православная Церковь»

    5.3.3. Харизматическое возрождение и Русская православная Церковь

    5.3.4. Примеры современной глоссолалии

6. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ «ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ» И ГЛОССОЛАЛИИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы: Проследить на примерах существование и проявления в разные периоды церковной истории «дара языков».

Метод работы: Сбор и систематизация свидетельств о «даре языков» (глоссолалии) от апостольских времен, до современного времени.

В этой работе будут использованы в первую очередь работы Православных исследователей как дореволюционного, так и современного периода, а также труды исследователей, принадлежащих к другим христианским конфессиям, труды не церковных специалистов, материалы периодических изданий, интернет источники и др.

Обоснование выбора темы: Тема современных «духовных даров» очень обширна и сложна, ей посвящено множество исследований. Она включает в себя не только глоссолалию, но и такие дары как «пророчество», «исцеления», «изгнания злых духов» и многие другие явления. В связи с массовым увлечением пятидесятничеством она заслуживает подробного изучения, а огромное количество разнообразной литературы синтеза и систематизации.

Из многообразия проявления «духовных даров» для исследования была выбрана именно глоссолалия потому, что этот феномен является самым распространенным в пятидесятнической среде, и часто выставляется как свидетельство истинной веры – «крещение Духом Святым».

Исследование глоссолалии включает в себя рассмотрение разнообразных вопросов.

1. Экзегетический анализ мест Священного Писания, упоминающих о «даре языков». Этому вопросу посвящено огромное количество литературы. Достойно замечания то, что нет единого общепринятого мнения среди экзегетов (в том числе и среди православных, сравни исследования Скабаллоновича, Фивейского и Суханова) по вопросу, что представлял собой Дар языков. Обзор, систематизация и анализ таких трудов требует отдельного обширного исследования.

2. Подробное изучение факторов, которые могут влиять на глоссолалию или провоцировать ее. Оно должно включать в себя прежде всего изучение этого явления с точки зрения психологии и психиатрии, а также лингвистический анализ глоссолалии как языка.

3. Важнейшим моментом в изучении этого феномена является сбор и исследование исторических свидетельств об этом явлении. Изучение того, как понимался этот дар различными церковными деятелями на протяжении в разные периоды церковной истории. Именно этому и посвящена эта работа. Так как все аспекты изучения глоссолалии в рамках небольшой работы охватит невозможно.

Структура работы. Работа состоит из введения, 6 глав (последняя глава содержит выводы) и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи, указываются источники данного исследования. В первой главе излагается краткая история движения харизматического возрождения.

Во второй главе выясняется терминология которая будет использована в данной работе. В частности рассматриваются два основных понятия «глоссолалия» и «экстаз».

В третьей главе собраны свидетельства о «даре языков» встречающиеся в литературном наследии отцов и учителей церкви.

В четвертой главе собраны свидетельства о глоссолалии, проявлявшейся в различных религиозных системах.

В пятой главе содержится краткий обзор о распространении харизматического движения в протестантской, католической и православной среде и приводятся примеры глоссолалии.

В шестой главе подводится итог исследования и раскрываются основные причины появления глоссолалии и раскрывается причина большой популярности харизматических сект.

Работа сопровождается библиографическим списком, насчитывающим 57 наименований.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter