Эволюционное учение Дарвина и вызовы богословию в XIX веке

Ообсудить на форумедним из наиболее острых споров в современной христианской мысли является вопрос об отношении религии и науки вообще, и христианской веры и эволюционного учения в частности. Создание эволюционной теории Дарвином может рассматриваться как кульминация длительного процесса рефлексии в отношении вопроса о происхождении видов. Большое влияние на формирование взглядов Дарвина оказали «Принципы геологии» Ч. Лайеля (1830), одна из книг, которую Дарвин взял с собой в путешествие на корабле «Бигль».

    Теория эволюции Дарвина явилась прямым осуществлением принципа униформизма Лайеля в биологии. Основным соперником дарвиновской теории к XVIII веку была теория шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778), который высказывался в пользу «неизменности видов». Этот взгляд довольно хорошо согласовывался с традиционным прочтением книги Бытия, и предполагал, что живой мир сегодня более или менее соответствует тому, который был при творении. Однако уже в XVIII веке были найдены ископаемые останки, которые содержали сохранившиеся останки исчезнувших к тому времени растений и животных. В 1859 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение видов» было предложено объяснение возникновения многообразия живых существ посредством естественного отбора. Со времени Дарвина эволюционное учение было модифицировано благодаря включению теории наследственности, вклад в исследование которого был внесен Грегором Менделем (1822-1884), открытие гена Томасом Хантом Морганом в 1926, и прояснение критической роли ДНК в передаче генетических данных, в частности через установление двух спиральной структуры Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком. Сегодня термин «дарвинизм» обычно используется для обозначения общего подхода к биологической эволюции, проистекающего из дарвиновских работ, развитого и расширенного через прояснение молекулярной основы наследственности.

    В последние десятилетия современный синтез был расширен благодаря включению палеонтологии, сравнительной анатомии, биогеографии, эмбриологии и молекулярной генетики. Существует также множество научных теорий, стоящих на стыке эволюционной и молекулярной биологии с точки зрения физики, включая теорию хаоса, сложности и самоорганизации, которые получили развитие благодаря работам И. Пригожина, И. Стенгерс, С. Кауфманна.[1]

    Публикация Ч. Дарвином «Происхождения видов» (1859) может быть названа поворотным пунктом в истории науки. Во время путешествия на «Бигле» в качестве натуралиста Дарвин изучил некоторые аспекты растительного и животного мира Южной Америки, Галапагосских островов и Тьерра дель Фуэго, которые не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках существующих теорий. Популярное представление происхождения видов, широко поддерживавшееся религиозным и научным истеблишментом в начале XIX века утверждало, что Бог создал все более или менее таким, каким мы это видим. В Англии этот взгляд был особенно популярным благодаря «Естественной теологии» Уильяма Пэли (1743-1805). Пэли находился под сильным впечатлением от открытия Ньютоном закономерностей в природе, которые позволяли мыслить вселенную как сложный механизм, действующий согласно регулярным и понятным принципам. Согласно Пэли, Бог сконструировал мир в своей окончательной форме, как мы его теперь видим, при этом никакое развитие в мире было совершенно невозможным, поскольку Бог изначально все сотворил совершенным. «Естественная теология» Пэли (1802) имела глубокое влияние на популярную английскую религиозную мысль в первой половине XIX века и, как известно, была прочитана Дарвином. Однако по своем возвращении из путешествия Дарвин развил более удовлетворительное объяснение своих собственных наблюдений. «Происхождение видов» и «Происхождение человека» утверждают, что все виды, включая человечество, являются результатом длительного и сложного процесса биологической эволюции. Религиозные следствия этого очевидны. Традиционная христианская мысль рассматривала человечество как отличающееся от остальной природы, созданное как высшее творение Божие, и наделенное «образом Божиим». Теория Дарвина предполагала, что человеческая природа развивалась постепенно, в течение длительного периода времени, и что между людьми и животными невозможно провести никакого фундаментального отличия.

    Социальные и богословские последствия дарвинистского мировоззрения были очевидны Ч. Дарвину, когда он писал «Происхождение видов». Несколько месяцев спустя после выхода первого издания книги Дарвин написал письмо своему другу и коллеге из Гарварда Асе Грею (1810-1898). Грей с энтузиазмом поддержал теорию эволюции посредством естественного отбора, и в то же время был горячим сторонником естественного богословия, убеждения, что исследование природы открывает благость и всемогущество Бога. В письме, датированном 22 мая 1860 г. Дарвин касается богословского видения проблемы. Дарвин заметил, что «не имел намерения писать атеистически», и в то же время указывает, что этот вопрос причиняет ему боль.[2] С одной стороны, Дарвин не мог согласиться с Греем и другими богословами, что внимательное изучение природы дает «свидетельство замысла и красоты вокруг нас».[3] Исследования Дарвина и его личный опыт, в особенности смерть его юной дочери Анни от болезни желудка, убедили его, что мир включает в себя гораздо больше зла и страдания, нежели красоты и величия: «Мне кажется, что в мире слишком много страдания».[4] Однако Дарвин говорил о себе: «В своих крайних колебаниях я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Бога».[5] В другом письме к Асе Грею он признавался: «Я не вижу никакой причины, почему человек или другое животное не может быть задуманным всеведущим Творцом, который предвидит каждое будущее событие и последствия». [6] Неудивительно, что Дарвин заканчивает свою книгу «Происхождение видов» словами: «Существует величие в этом взгляде на жизнь, с ее несколькими силами, первоначально вложенными Творцом в одну или несколько форм; и как планеты обращаются согласно неизменным законам гравитации, из столь же простого начала развилось бесконечное число форм, более прекрасных и более чудесных». [7]

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter