Часть II. Структура психики в зеркале аналитической психологии 

Душа как отражение мира и человека настолько
многообразна, что существует бесконечное множество
аспектов ее рассмотрения
К.Г. Юнг.

    Трудно переоценить вклад Юнга в мировую психологию и психоаналитику. Во всяком случае, он побудил учёных всего мира по новому взглянуть на человека и на его душу с её процессами. Основным вкладом Юнга в мировую науку является разработанное им учение о душевных процессах и содержании коллективного бессознательного человека. Для психологии времён Юнга было очевидно, что психология имеет дело только с продуктами сознания, но не с самим сознанием. Это бессознательное Кант называл «туманным представлением» наполовину бытующим в мире. Юнг впервые детально изучил явление коллективного бессознательного и заложил основы для дальнейших исследований в этом направлении. Суммируя его представления можно представить человеческую душу в виде целого ряда концентрических колец (одно в другом). Каждое из колец представляет собой «пласт», или «слой» человеческой психики. По мере приближения к центру от осознанности человек всё больше приходит к безличному, или, вернее, до-личному. Всего Юнг насчитал 10 таких «слоёв» и он разделил их на 4 типа: коллективное бессознательное, личностное бессознательное, эндопсихическая и эктопсихическая сферы.

    Феномен души для Юнга — это первичная реальность, соприкасающаяся с двумя производными — Материальной Вселенной и Мировым Духом. Душа человека, укоренённая в теле, но в то же время парящая вне границ пространства и времени, есть элемент коллективного бессознательного, притягивающая и излучающая энергию. Юнг с пониманием и одобрением воспроизводит взгляды на мир как Божье творение, скрепляемое Божественной благодатью, а также верования первобытных народов, относящиеся к всеобъемлющей животворящей силе, разлитой во Вселенной. Эта сила (манна) делает деревья плодоносящими, человека — здоровым, вождя — красноречивым, мага — всемогущим. Мана — это универсальная психическая энергия, поддерживающая работу всех функций души.

    Человек по сравнению с бессознательным - это пылинка, крупица сознания, брошенная в океан жизни, существующий сам по себе. Коллективное бессознательное неосознанно проявляется и в науке и в искусстве. Мы имеем массу примеров, когда в поэзии, живописи выражалось нечто лежащее далеко за порогом осознанного личностного творчества. Юнг считал, что во всяком проявлении человеческой психики мы имеем дело с целым комплексом взаимодействующих психических уровней. Обычно это сплав трёх компонентов: нашего сознательного «Я», затем личностные комплексы (в основном неосознаваемые) или комплексы группы, к которой индивид принадлежит. И, наконец, архетипическое воздействие коллективного (обще-человеческого) бессознательного.

    Таким образом, мир души — более весомая, более богатая реальность, чем мир вещей и социальных отношений. Экстравертная, обращённая во внешний мир часть души соприкасается лишь с небольшим фрагментом действительности, заключённым в тесные пространственно-временные рамки. Зато интровертная, обращённая вглубь её часть, имеет дело с вечным и бесконечным Универсумом.

2.1. Психологические типы личности

    Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. Внутренний мир личности, человеческий опыт или отдельное переживание, которые каждый человек осуществляет своим особым образом, отличным от других, издавна являлись основой для многочисленных систем типологии. С ранних времён культурной истории делались попытки категоризировать индивидуальные установки и поведенческие образы, для того, чтобы объяснить само различие между людьми.

    Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Эта концепция имела огромное влияние на учёных на протяжении многих столетий. Много позднее, в конце XVIII века, психологические портреты четырёх темпераментов дал И.Кант. Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру. В ХХ веке приобрели известность типологии характеров К. Юнга, Э. Кречмера, З. Фрейда, И.П. Павлова, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко и др. Смысл любой характерологической классификации состоит в сведении бесконечного многообразия жизненных установок, оттенков поведения к небольшому числу типов. Зная тип характера человека, мы можем предугадать его реакцию, поступки, лучше понять генезис и содержание невроза, выяснить степень совместимости с другими людьми в условиях трудовой или семейной жизни, оценить профессиональную пригодность. Универсальных классификаций характеров не бывает. Но классификацию Юнга можно отнести к числу самых популярных и общеупотребительных. В своих работах о психологической типологии, объединённых в книге «Психологические типы» Юнг различает два основных психологических типа: экстравертный и интровертный, в зависимости от того, «вовне» или «вовнутрь» направлен основной поток психической энергии [16]. У экстравертов энергия направлена изнутри — наружу. Их цели связаны с переделкой внешнего мира. У интровертов энергия тратится на внутреннюю переделку души. Экстраверт адаптируется к миру, решая свои проблемы действием. Интроверт — путем саморефлексии, переоценки своих позиций. Судьба экстраверта обусловлена объектами его интересов. У него развиты внешние отношения с вещами, с людьми, он чувствителен к общепринятому. Судьба интроверта связана с саморазвитием его личности. Подтверждением этому являются слова знаменитого немецкого прозаика Германа Гессе, он писал: «Каждый час мне кажется потерянным, если я не провожу его за хорошими книгами и журналами… Личный труд, благодаря которому возрастает ценность жизни, - это моя учеба» [17]. «По вечерам, - пишет он же, - я спасаюсь бегством от внешнего мира в мир внутренний, мир книг, я занимаюсь планомерным литературно-историческими и вообще духовными исследованиями, которые я надеюсь после могут пригодиться» [18]. Мир книг и поэзии, в который он погружался, заменял друзей и общение; и без учителя, без товарища, без каких-либо попутчиков возводил он свое собственное духовное царство.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter