Вобсудить на форумесовременном мире мы постоянно встречаемся с необходимостью говорить о своих религиозных взглядах, о православии в нехристианской среде. Очень часто такая среда имеет достаточно большое количество предубеждений против религии вообще, против христианства в частности, и особенно часто против Церкви как общественного института.

    Человеку, в своей жизни мало сталкивающемуся с миром религии, этот мир кажется некоторым анахронизмом, по какой-то нелепой случайности сохранившимся до настоящего времени и продолжающем существовать вопреки здравому смыслу, прогрессу человечества науки и т.п. В такой ситуации возникает вопрос о том, как возможно быть верующим христианином в начале XXI века, особенно в связи с тем гигантским прорывом, который осуществило человечество, используя данные различных наук в познании мира на протяжении последних трех столетий.

    Многие современные люди в качестве одного из основных возражений против религии указывают на то, что наука в своем развитии постепенно все более приближается к объяснению мироздания, все меньше остается неизведанного и непознанного, и что дальнейший прогресс науки в конечном итоге позволит вполне удовлетворительно объяснить мироздание без необходимости прибегать к гипотезе Бога. Однажды высказанное Лапласом, это мнение стало практически повсеместно распространенным среди ученых современности, особенно в нашей стране, где в течение долгого времени единственно верным считалось диалектико-материалистическое мировоззрение. И хотя настоящие ученые стремились держать себя в стороне от идеологических установок партийных работников, тем не менее, убеждение во всемогуществе научного знания и бесконечного прогресса человечества не оставляет для многих из них никакой альтернативы для религиозной веры.

    Показательным в этом отношении является так называемое «письмо академиков», в котором безапелляционно заявляется, что «все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира»[1]. Фактически, для приверженцев такой позиции не остается ничего в области человеческого поведения и деятельности, что потенциально не входило бы в область научного дискурса. При этом под наукой многоуважаемые академики понимают исключительно естествознание. Все, что не входит в эту область, по замечанию Р. Фейнмана, может быть названо не более чем «коллекционированием марок». Такая позиция совсем не предполагает возможности какого-либо диалога между наукой и религией вообще, и наукой и богословием в частности.

    В связи с этим возникает закономерный вопрос, возможен ли в настоящее время вообще продуктивный диалог между наукой и богословием, на каких методологических основаниях он должен строиться, и каковы могли бы быть предполагаемые результаты такого диалога.

    Очень часто от людей, занимающихся наукой, можно услышать, что наука не имеет никакого отношения к религиозной вере, что это совершенно разные сферы познания, которые не пересекаются, а потому не могут в принципе противоречить друг другу. Это вывод кажется привлекательным также и для некоторых богословов, так как на первый взгляд он оставляет убежище для религии вне рамок того, что включает в себя научное знание. Однако, такая перспектива чрезвычайно опасна тем, что наука как постоянно развивающееся знание, неизменно увеличивает сферу своей компетенции, оставляя для религии и для Бога все меньше места, так что во многих случаях такая концепция строгого разделения приводила просто к исключению Бога не только из объяснения мироздания, но и из мировоззрения конкретного человека.

    Показательным примером постепенного вытеснения религии из области человеческого познания является существовавшая на протяжении нескольких столетий концепция «Бога промежутков». Впервые введенная Ньютоном для объяснения устойчивости планетных орбит в физическую теорию, эта концепция к концу XVIII века привела к уже упоминавшемуся нами тезису Лапласа. То же самое происходило с концепцией «Бога промежутков» в других областях естествознания на протяжении всего XIX века. Бог стал совершенно излишен для описания истории мироздания, истории жизни на Земле, и в конечном итоге вытеснен за рамки мировоззрения ученого. Религия еще имела право на свое существование, но лишь в области нравственно-этических ценностей, общественной жизни, однако и в этих сферах человеческого бытия значение религии вскоре стало оспариваться. Сегодня социобиологи, опираясь на эволюционную парадигму, пытаются сформулировать новые нормы морали и нравственности, соответствующие уровню развития современного человека. Так, например, Уилсон пишет: «Пришло время продумать новые и более сильные моральные основания, чтобы увидеть самые корни мотивации того, почему, при наших обстоятельствах и в силу каких причин мы лелеем и охраняем жизнь»[2]. А Эрнст Майр добавляет, что «традиционные нормы Запада являются неадекватными»[3].

    Если в нашей стране главной альтернативой религии был «научный атеизм», то в странах Запада место религии занял позитивизм Огюста Конта, который в XX веке, фактически, становится опорой научной методологии и основной философией науки. В основе позитивизма лежит тезис о том, что человечество в процессе познания проходит три основных стадии: мифологическую, или теологическую когда объекты внешнего мира предстают в форме некоторых мифических образов, метафизическую или философскую, когда объекты внешнего мира осмысляются в виде абстрактных понятий, и позитивную, или научную, когда абстрактные идеи заменяются законами природы и единственным знанием человека остается знание, приобретаемое эмпирическими науками.

    В отличие от научного атеизма позитивизм оставляет место для религии, как он оставляет место для поэзии, искусства, скульптуры, театра – т.е. всего того, что относится к субъективной сфере человеческого бытия. Религия становится исключительно личным делом каждого человека, она утрачивает свое объективное значение, становясь некоей формой проявления экзотичности данного человека, его застывания в младенческом состоянии. В этой перспективе очень часто верующий человек, стремящийся искренне заниматься наукой, выглядит для окружающих как «белая ворона», которая, по их мнению, пытается совместить несовместимое: религиозное мировоззрение и научное мировоззрение. Многим верующим людям, во время их обучения в университете или институте неоднократно приходилось слышать удивленные высказывания о том, как можешь ты быть верующим в XXI веке, когда прогресс науки вот-вот, кажется, объяснит саму природу человека, природу Вселенной, и по словам Стивена Хокинга «нам станет понятен замысел Бога»[4].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter