Вернёмся к теме. Классификация Юнга применяется при характеристике не только отдельных людей, но также целых народов и культур. Считается, например, что западные культуры — экстравертны, а восточные — интровертны. Европейцы старались овладеть миром с помощью знания и техники, создали обширные колониальные империи. Преобразование природы, овладение ее богатствами, расширение власти над миром и людьми — все это западные лозунги. Экстравертная акцентуация культуры даёт политическое могущество и материальное богатство, но может соседствовать с духовной и душевной бедностью. Человек приобретает мир, но теряет душу. Восточные культуры, наоборот, мало заботятся о внешнем богатстве и преуспевании, люди здесь веками жили в нищете. Однако в Индии, Китае, Японии издавна культивировались психические силы и способности, практика йоги, медицина Японцам присуще чувство красоты, они умеют наслаждаться стихом, пейзажем, старинными вещами. Конечно, в любой культуре можно найти экстравертов и интровертов. Речь может идти лишь о доминирующих тенденциях.

    В повседневной жизни то или иное сочетание экстравертности и интровертности определяет степень совместимости, или уровень конфликтности. Два глубоких интроверта не находят пути друг к другу. Сочетание скомпенсированных экстраверта и интроверта является самым благоприятным. Супруги с противоположной, но скомпенсированной ориентацией хорошо дополняют друг друга в бытовых делах, что служит гарантией прочности семьи на первых этапах её развития. Однако, когда семья сложилась и вопросы благоустройства отходят на задний план, супруги, один из которых — экстраверт, а другой — интроверт, обнаруживают глубокое расхождение в жизненных ценностях. Для одного смысл жизни — в общении, познании нового, расширении сферы знакомств. Для другого естественны жизнь у домашнего очага, узкий круг общения.

    Интроверты и экстраверты, встречаясь впервые, часто не понимают и не принимают друг друга, склонны видеть в партнёре скорее недостатки, чем достоинства. Экстраверту интроверт кажется скучным, тяжелым. Интроверт видит в поведении экстраверта наигранное возбуждение, чрезмерную экспрессию. Люди, живущие или работающие вместе, нередко пытаются «перевоспитать» друг друга на свой лад, что приводит к конфликтам и взаимной неприязни. Между тем, противоположно ориентированные люди могут плодотворно сотрудничать, если поймут, что возможен иной тип душевной организации, нежели их собственный.

    Классификация характеров усложняется у Юнга тем, что на каждую из ориентации накладывается та или иная степень развитости психологических функций, которых он насчитывает четыре: мышление, интуиция, сенситивность (восприятие) и чувствование (оценка). Эти функции альтернативны и взаимодополнительны. Каждая из них служит инструментом познания, общения и адаптации к определённым условиям. Каждая эффективна в одних ситуациях и мало пригодна в других.

     Функция мышления. Мышление Юнг трактует не как оперирование понятиями и посылками, которые выстраиваются в логический ряд, а как мыслепорождение, часто спонтанное и ассоциативное. Оно напоминает свободное фантазирование. Его ценность определяется богатством порождаемых идей, а не их точностью, строгостью. Мышление считается иногда главной душевной способностью. На самом деле оно даёт лишь ограниченные результаты в познании, творчестве, не говоря уже о любви или общении — если оно оторвано от других функций. Мыслитель часто не видит целого, не отличает главного от второстепенного. Интровертный мыслитель углублён в сам процесс мышления. Он мало интересуется выводами и результатами.

    Если в системе ценностной ориентации доминирующую роль выполняет сознание и если в основе отношения к жизни лежит экстравертированная установка, мы имеем типичный пример экстравертированного мыслительного характера. «Человек такого типа, - пишет Юнг,- придаёт решающую силу объективной действительности или соответственно её объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде» [24]. Его мысль устремлена к внешнему, конечному результату. В своих крайних выраженных формах этот характер носит печать какого-то слепого преклонения перед «принципом» и заключает в себе присутствие чего-то ограниченного, бездушного и бесчувственного.

    Мыслитель подавляет в себе эмоциональность и от этого внутренне скован. Он часто не чувствует пропорций, гармонии, не понимает детей и животных. Мышление эффективно там, где приходится иметь дело со сложными, но строгими зависимостями, например, в математике, шахматах, механике. Попытки философствовать у «чистого мыслителя» выливаются в построение моделей и схем, упрощающих реальность. Хороший пример такого типа мы можем встретить в лице Нарцисса, героя из произведения немецкого прозаика Германа Гессе «Нарцисс и Гольдмунд».

    Однако последовательно и до конца этот принцип, по словам архим. Платона, осуществляется редко. С помощью удобной умственной маскировки человек позволяет себе некоторое отступление от принципа и допускает смягчение формулы. С другой стороны, доминирующее положение данного принципа ведёт к подавлению эмоций, которые уходят под порог сознания и затем обнаруживают себя в некоторых ситуациях (в виде эгоизма) [25].

     Функция чувства. В «Функции чувства» Джеймс Хиллман обобщает позицию Юнга, когда говорит, что «чувствующая функция – это протекающий в нашем сознании психологический процесс оценки. Посредством чувствующей функции мы оцениваем ситуацию, личность, объект, момент времени с точки зрения их значимости» [26]. Мы способны получать информацию об окружающем мире либо посредством наших сенсорных органов, либо с помощью интуиции. Мышление способно открыть нам смысл этой информации, «чего эта информация стоит», насколько она значима. Для этого необходима функция чувства. Чувствователи обращаются к воспоминаниям; они приходят к пониманию настоящего путём проведения параллелей между ним и прошлым. Мисс Мапл, знаменитый детектив из романов Агаты Кристи, есть отличный пример чувствователя. Люди экстравертивного чувствующего типа являются «душой общества». Им удаётся не только хорошо ладить практически со всеми, одно только их присутствие создаёт хорошую атмосферу для окружающих. Иногда они могут быть слишком услужливыми, готовыми говорить то, что вам хотелось бы услышать, а не то, что думают они на самом деле. Другая крайность этого типа – в их чрезмерном энтузиазме. Типичным для них является то, что они считают, будто живут по-настоящему, только когда их окружают другие люди. Интровертивные «чувствователи» в нашей культуре встречаются реже и понять их труднее. Поскольку чувство интровертировано, у них нет способа их выразить. Они могут рассказать о своих чувствах только своим верным друзьям или родным, да и то не всегда. Интровертивные «чувствователи» держат сильные чувства в себе. Хотя внешне они способны производить впечатление «инфантильных и банальных», их чувства, скрытые от посторонних глаз, бывают исключительно сильными и глубокими. М.-Л. фон Франц замечает, что они очень часто образуют этический костяк общественной группы. Окружающие следят за реакцией таких людей и обращают внимание на их суждения независимо от того, выражают они своё мнение вслух или нет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter