Глава III. Аскетическое учение преподобного Исаака Сирина

    Творения преподобного Исаака всегда пользовались и продолжают пользоваться громадным уважением среди православных подвижников веры и благочестия. Так, например, “в знаменитой антологии аскетических текстов Evergetinos выдержки из писаний “аввы Исаака Сирина” стоят в одном ряду с подборками из классиков ранневизантийской аскетики”[19]. Преподобный Никифор Уединенник, спасавшийся в XIV веке на Афоне, в своем сочинении “о трезвении и хранении сердца” делает выдержку из творений преподобного Исаака Сирина. Известный русский святой – преподобный Нил Сорский в своем “Уставе о жительстве скитском” постоянно приводит мысли святого Исаака по разным вопросам духовно – нравственной жизни. Творения святителя Игнатия Брянчанинова, которые являются по своей сути лаконичным изложением учения о спасении по святым отцам, изобилуют цитатами преподобного Исаака Сирина. И многие другие святые отцы в своих трудах и речах цитировали мысли святого Исаака. И в настоящее время сочинения преподобного Исаака не теряют свою актуальность, все новые и новые поколения церковных людей обретают в святом Исааке учителя.

3.1. Смирение как уподобление Богу

    Тема о смирении у преподобного Исаака является одной из постоянных. Несколько Бесед в его сочинениях целиком посвящены этой добродетели.

    Что же такое смирение? Преподобный Исаак дает такое определение этой добродетели: “Смирение есть одеяние Божества: в него облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем. И всякий облеченный в него истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей…”[20]. Смирение есть некая таинственная сила, которую “по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые. И не иначе, как только одним совершенным в добродетели, сила эта дается силою благодати, поскольку они естеством могут принять ее по определению Божию: потому что добродетель эта заключает в себя все”[21]. Аналогичное определение смирению дает, современник святого Исаака, преподобный Иоанн Лествичник – игумен горы Синайской. Он пишет: “Смирение есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, которые познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство, Божие именование”[22]. По существу, ни святой Исаак, ни святой Иоанн не дали полного объяснения, в чем заключается смирение, но они показали, что этого нельзя сделать так как оно является Божиим именованием. “Никакое слово не может изъяснить его качество”[23] и “кто думает одним сказанием своим просветить и научить не вкусивших сего самим делом, тот делает нечто подобное человеку, вознамерившемуся словами и примерами дать понятие о сладости меда тем которые никогда его не вкушали”[25]. Одно только можно сказать, что оно необходимо для спасения.

    Для преподобного Исаака Сирина говорить о смирении – это говорить о Боге, потому что Бог в его восприятии есть Тот, Кто в наивысшей степени “кроток и смирен сердцем” (Мф. 11, 29). Поэтому приобретая смирение, человек уподобляется Господу и облекается в Него: “Всякий, кто облекся в одеяние смирения, в котором был видим Сам Творец, облекшись в тело наше, тот облекся в Самого Господа, потому что пожелал облечься, по внутреннему своему человеку, в то подобие, в котором Христос видим был твари своей”[25].

    Уподобление Богу и усыновление Ему согласно святому Исааку происходит, не столько через различные аскетические делания, сколько через приобретение смирения. Без смирения подвиги не приносят никакой пользы, а смирения достаточно для усыновления Богу: “Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. И если приобретем его, оно сделает нас сынами Божиими и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание”[26].

    Смирение, сходя к человеку с неба, приносит ему с собой оттуда великие дарования. Эти плоды заключаются, во – первых, в том, что смиренному покоряются свои собственные душа и тело, через смирение человек приходит в первоначальное, безгрешное состояние. Облекшись в смирение, человек становится настолько богоподобным, что вызывает всеобщую любовь окружающих, которые относятся к нему, как к Богу: “Смиренного никогда человек не преследует ненавистью, не уязвляет словом и не презирает. Поскольку Бог любит его, он бывает всеми любим. И он всех любит, и все его любят.… Все принимают его, как Бога, хотя он и неучен в слове своем, уничижен и невзрачен по виду своему”[27]. Смиренному повинуются не только люди, но и животные и стихии, как они повиновались Адаму в раю: “Приближается ли смиренномудрый к хищным зверям – и едва только обратит взор свой на него, укрощается свирепость их; они подходят к нему, как к своему владыке, поникают головами, лижут руки и ноги его, потому что ощутили от него то благоухание которое исходило от Адама до его преступления, когда звери собраны были к Адаму, и он нарекал им имена в раю”[28]. В подтверждение этому служат многочисленные рассказы из житий о том, как дикие животные повиновались святым. Святому Герасиму Заиорданскому служил лев. Более поздний пример – преподобный Серафим Саровский, которому служил медведь. Но не только люди и животные повинуются смиренному: “даже демоны, при всей наглости и досаде своей, при всей высоковыйности своего мудрования, когда приходят к нему, делаются, как прах; вся злоба их теряет силу, разрушаются козни их, бездейственными остаются злоухищрения их” [29].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter