Размышление о смысле жизниВопрос о смысле жизни является ключевым для каждого человека и от его решения, зачастую, зависит, как построит человек свою жизнь в этом мире и будет ли жить вообще. Современная действительность требует от каждого человека разрешения этого вопроса. Крушение коммунистической идеологии в нашей стране привело к образованию духовного вакуума, который немедленно стал заполняться различными религиозными течениями.

    Данная работа имеет своей целью показать духовные и мировоззренческие установки восточных религиозных учений, рассмотреть, как в них решается проблема смысла жизни и сравнить пути его достижения в православии и этих религиозных системах. Наряду с этим весьма важной также является задача показать ложность многих современных сект, имеющих буддистскую или индуистскую окраску. Человек, окруженный всеми благами христианской цивилизации, должен увидеть, что Восток предлагает принципиально иной подход к пониманию смысла и цели жизни человека. В работе показано, что этот подход отнюдь не вносит положительного содержания в жизнь человека и при внимательном рассмотрении никак не может быть предложен взамен христианского мировоззрения.

    В заключение в работе рассмотрена проблема смысла жизни в Православном понимании, ибо положительное рассмотрение этой проблемы необходимо для правильного понимания как цели всей работы, так и для сознательного выбора того пути, которым должен следовать в своей жизни всякий человек.

ГЛАВА 1. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

    В мире бе, и мир тем бысть, и мир Его не позна.
    Во своя прииде, и свои Его не прияше.
    Ев. от Ин.1;10-11.

    Две тысячи лет назад человечество получило от Бога бесценнейший дар – дар вечной жизни в Боге. Этот дар заключается в том, что человеческая жизнь обрела смысл и высшую цель своего существования, которую можно выразить словами пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Первая часть этого тропаря возвещает нам, что смерть уже не властвует над человеком; воскресший из мертвых Богочеловек Иисус Христос уничтожил духовную смерть, которая отделяла человека от Источника жизни – Бога, Он изменил тленную природу человека на нетленную. Вторая часть тропаря дает человеку надежду, надежду на воскресение из мертвых и вечную жизнь, которая наполняет земное существование каждого человека смыслом. У человечества появилась реальная цель и указан путь ее достижения, который приводит человека к бессмертию.

    Однако никогда еще человек не был так духовно беспомощен, как в современном мире, в котором царит атмосфера бездуховности и безбожия. Все, что произошло в XX веке и продолжает совершаться сейчас, свидетельствует о том, что христианская цивилизация переживает глубокий религиозный кризис. Человечество отказалось от бесценного дара искупления, который дал ему Господь наш Иисус Христос, и начало поиски спасения в самом себе. В силу данной человеку свободы он пошел по иному пути. «В пределах самого христианского человечества, - пишет И. Ильин, - оставляя в стороне другие религии, образовался широкий антихристианский фронт, пытающийся создать нехристианскую и противохристианскую культуру»[1].

    Этот процесс берет свое начало еще от эпохи Возрождения (сер. XIV-нач. XVII в.в.) и приобретает широкий размах в эпоху Просвещения (XVIII в.), когда мощно заявила о себе утопическая вера в то, что мы, люди, можем и должны победить страдания и смерть своими силами и стать счастливыми здесь, на земле. Духовному началу был противопоставлен человеческий разум (ratio), который выдвигался как окончательный арбитр истины. Философы Просвещения были первыми осознанно антихристианскими учеными. Их целью было дискредитация Христианства и создание нового мировоззрения[*]. Так основатель позитивизма Огюст Конт (1798-1857) надеялся заменить позитивизмом в Европе ''христианство, дабы повести мир по совершенно новому пути''. Духовное переустройство Запада – первейшая из целей позитивизма. Позитивизм – это духовная форма призванная встать на место веры в Бога[2].

    Как мы видим, в одном они очень даже преуспели, Христос был изгнан из сердца человека и люди вновь смогли ощутить всю полноту тоски богооставленности. Уже начиная с XVIII века и по сей день человек находится в непрерывном искании смысла и цели своей жизни, потому что рационалистический подход к решению духовных потребностей человека не смог дать должного ответа. Человеческий разум не может дать сколько-нибудь объективный ответ на вопрос о причине страдания и смерти, и каково вообще предназначение человека в мировой истории?!

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter