3.3. Молитва

    В трудах преподобного Исаака тема молитвы является наиболее часто обсуждаемой. “Читая его творения, можно не только составить достаточно полное представление о том, как молился он сам и другие члены Церкви Персии его времени: можно получить подробные сведения о теории и практике молитвы во всей вообще восточно – христианской традиции. Поэтому писания Исаака были школой молитвы для его современников: они оставались и продолжают оставаться такой школой для многих христиан в разных частях мира, где читают преподобного Исаака и следуют его советам”[58].

    По общему мнению святых отцов, молитва является матерью всех добродетелей, молитва – это основание духовной жизни христианина. Преподобный Исаак определяет молитву следующим образом: “Молитва есть прибежище помощи, источник спасения, сокровище упования, пристань, спасающая от треволнения, свет пребывающим во тьме, опора немощных, покров во время искушений, помощь в решительную минуту болезни, щит избавления от брани, стрела изощренная на врагов”[59]. Под молитвой святой Исаак понимает всю совокупность деланий, сопровождающих собеседование ума с Богом: “Всякая беседа, совершаемая втайне, всякая мысль благого ума о Боге, всякое размышление о духовном является молитвой и называется именем молитвы. Под этим именем объединяются и понимаются различные чтения или голос уст в славословии Бога, или сосредоточенная печаль о Господе, или все прочее, из чего составляется учение чистой молитвы”[60].

    Молитва как пожизненный подвиг начинается с трудом, продолжается в труде и кончается усилиями труда. Она и сама есть труд до самой смерти: “Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души”[61]. Авва Агафон, один из великих отцов говорил своим ученикам: “Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить пред Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всей души… молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы”[62].

    Итак, необходимо всегда заставлять себя молиться, чтобы впоследствии образовался навык к продолжительной молитве, а далее и к непрестанной: “Молитва имеет нужду в упражнении – говорит преподобный Исаак, - чтобы ум умудрился долговременным пребыванием в ней … Молитва требует пребывания в ней потому, что с продолжением времени ум снискивает навык в упражнении, познает как отражать от себя помысл, и долгим опытом научается тому, чего заимствовать не может из другого источника”[63]. Святой Исаак в своих сочинениях говорит о некоторых качествах, которыми должна характеризоваться правильная молитва.

    Во – первых, молиться следует со смирением: “Когда предстанешь в молитве твоей пред Богом, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявкой и как бы лепечущим ребенком”[64]. Подобный же образ молитвы предлагает нам святой Иоанн Лествичник: “Если ты предстоял когда – нибудь перед земным судьей, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде и не видел других истязуемых, то по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело”[65].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter