3.1.1. Признаки смирения

    Преподобный Исаак Сирин в своих сочинениях неоднократно говорит о признаках смирения, как внутренних, так и внешних. Разграничить их довольно трудно, что видно из следующего текста: “За смирением следует кротость и собранность в себя, то есть целомудрие чувств, соразмерность голоса, немногословие, небрежение к себе, бедная одежда, ненадменная походка, склонение очей вниз, превосходство в милосердии, скорое излияние слез, уединенная дума, сердце сокрушенное, неподвижность к раздражению, нерасточенные чувства, скудость имущества, умаление во всякой потребности, перенесение всего, терпение, бесстрашие, твердость сердца, происходящая от ненависти к временной жизни, терпение в искушениях, веские, а не легкие мысли, угашение помыслов, хранение тайн целомудрия, стыдливость, благоговение, а сверх всего этого непрестанное безмолвствование и всегдашнее обвинение самого себя в невежестве”[30].

    Одним из характерных признаков смирения является внутренний покой. Выражается он в отсутствии у человека страха перед жизненными обстоятельствами, уверенности в Промысле Божием, защищающем его от всякого зла: “В смиренномудром никогда не бывает суетливости, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякие времена пребывает он в покое. Если бы небо упало на землю, смиренномудрый не ужаснется. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый безмолвник… Смиренномудрый на всякое время пребывает в покое, потому что нечему привести ум его в движение или ужас. Как никто не может устрашить гору, так небоязнен и ум его”[31].

    Еще один внуренний признак смирения – пробуждение в человеке голоса совести, который учит его ни в чем не обвинять Бога и ближних и не оправдывать самого себя: “Постоянные выговоры со стороны совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть признак ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо себя своего ближнего, - или – хуже того – сам премудрый Промысл Божий”[32].

    Святой Исаак Сирин в своих сочинениях упоминает также о внешних признаках смирения. К числу таких признаков относится отсутствие интереса к различным мирским развлечениям и увеселениям, стремление избежать суеты мира, многозаботливости: “Смиренный никогда не останавливается посмотреть на собрания, народное стечение, волнение, шум, разгул хлопоты и наслаждение, следствием которого бывает невоздержанность; не вовлекается в речи, беседы, клики и рассеяние чувств, но всему предпочитает разобщаться со всеми в безмолвии, уединившись и отлучившись ото всей твари, заботясь о себе самом в страхе безмолвной, вдали от всех живых существ и отделенный от всей твари. Во всем умаление, нестяжательность, нужда, нищета – для него вожделенны”[33]. Святой Иоанн Лествичник приводит аналогичный пример приобретения смирения: “Жилы и пути смирения суть: нестяжательность, уклонение от мира, утаение своей мудрости, простота речи, прошение милостыни, скрытие благородия, изгнание дерзновения, умаление многословия”[34]. Авва Исаия, ученик преподобного Пимена Великого, живший в египетском Ските, говорит о смирении с поразительной схожестью со святым Исааком и Иоанном Лествичником: “Смиренномудрие не имеет языка говорить о ком - нибудь как беспечном, или противоречить кому, утруждающему его; не имеет глаз, чтобы видеть недостатки другого, или примечать за кем – нибудь; не имеет ушей слышать, что неполезно душе его; не имеет дела с кем – нибудь, кроме своих грехов… Тщетны труды того, кто вне смирения, постится много и несет тяжкие подвиги”[35].

    Также для приобретения смирения необходимо безропотное перенесение унижений и обид: “С доброй волей претерпи унижение и смирение, чтобы принять тебе дерзновение перед Богом, - пишет святой Исаак. – Человек, сознательно терпящий всякое жестокое слово, если сам не поступил раньше несправедливо с говорящим ему, возлагает этим на голову свою терновый венец, но блажен, потому что нетленно увенчается во время, которого не знает”[36]. Преподобный Исаак считает безропотное перенесение обид самой высшей и трудной добродетелью: “Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить ее, тот принял утешение по вере в Него. И кто со смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые ангелы. Ибо нет никакой иной добродетели столь высокой и трудной”[37]. “Если кто укорит тебя в каком нибудь виде греха, которому ты непричастен, - говорит святой Антоний Великий, - смири себя перед укорившим, и наследуешь нетленный венец”[38]. И многие другие святые отцы говорят о необходимости претерпевать унижения для приобретения добродетели смирения. Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, говорят: “Люби особенно искушающих тебя, если вникнешь, то найдешь, что они – то и приводят нас к преуспеянию”[39].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter