Глава I. Житие преподобного Исаака Сирина

    Тысячу лет по смерти преподобного Исаака Сирина, с начала VIII в. до начала XVIII века в Европе ничего не знали о нем, кроме его имени и сочинений. Одни ученые принимали нашего автора за одно лицо с Исааком, пресвитером Антиохийским, известным полемистом и стихотворцем V века; другие считали его за одно лицо с Исааком, спасавшимся в Италии около города Сполеты. “Греческие и славянские рукописи с сочинениями преподобного Исаака сообщали, что он был епископом Ниневийским и отшельником”[4]. В 1719 году в Риме вышел в свет первый том “Bibliothecae orientalis clementino – vatikanae: de scriptoribus siris orthdoxis”* (Книги востока клементино – ватикана: о писаниях сирийских подвижников). В этом сборнике помещено неизвестным автором жизнеописание преподобного Исаака. В нем не говорится о точном времени жизни и смерти преподобного, о месте его рождения и кончины, однако оно дает довольно много интересных сведений о его жизни. “По этому жизнеописанию преподобный Исаак вместе со своим родным братом поступил в монастырь Мар – Матфея. Когда братья стали выдаваться из среды других своей ученостью и подвижничеством, брату святого Исаака было предоставлено начальствование над монастырем и управление монахами. А сам святой Исаак по исполнении монашеского порядка, т.е. пройдя вполне искус общежития, удалился в отшельническую келию, находившуюся неподалеку от монастыря, где всецело отдался безмолвию и уединению, отлучивши себя от человеческого общества. И хотя брат настаивал в частых письмах к нему, чтобы он вернулся в монастырь, однако преподобный оставался, непоколебим в своем намерении. Когда же слава о его учености и святости жизни распространилась повсюду, он был возведен на епископский престол великого города Ниневии, где проживало много несториан. Эта ересь, резко разделявшая две природы во Христе, а соответственно – божественное и человеческое служение, невольно накладывала свой пагубный отпечаток на всю обыденную жизнь горожан. На словах они все были ревностными христианами, любили посещать храмы и строго соблюдали все внешние предписания Закона Божьего, но в жизни своей нисколько не руководствовались ими. Поэтому перед епископом города стояла непростая задача по исправлению, привыкших довольствоваться внешним благочестием, злых нравов горожан. Но, если даже Божественный Учитель Господь наш Иисус Христос, во время своей земной проповеди не мог исправить формального благочестия фарисеев. Его слова увещания к ним только усиливали их злобу. Тем труднее пришлось молодому епископу. Вскоре после посвящения св. Исаака в епископы, пришли к нему на суд двое тяжущихся (заимодавец и должник). Один из них требовал от другого немедленной отдачи долга, другой же просил себе отсрочки. Святой Исаак стал уговаривать заимодавца подождать долг, согласиться на отсрочку, ибо Св. Евангелие учит, чтобы совсем не требовать того, что взято другим, значит, тем более нужно подождать, пока должник не справится со своим долгом. Но заимодавец на это грубо заметил: “Ну, оставь ты это о Евангелии!” - “Если они и Евангелию не повинуются, то, что пришел я сюда делать?” – с грустью сказал святой Исаак”[5]. Увидев такие грубые нравы жителей этого города, и, чувствуя себя не в силах исправить их и в тоже время, тоскуя по тишине и миру отшельнической келии, он отказался от епископства и удалился “в святую скитскую пустыню, где и жил до самой смерти достигнув высочайшего совершенства в богоугодной жизни”[6].

    Также в этом жизнеописании говорится, “что, когда Исаак ослеп, ученики записывали за ним его наставления. Его называли вторым Дидимом, ибо он был спокойным, добрым и смиренным и слово его было мягким. Вкушал он по куску хлеба с овощами три раза в неделю… Он составил пять томов, известных даже до сего дня, исполненных сладчайших учений…”[7].

    В 1896 году французский ученый сиролог аббат Chabot открыл и опубликовал творения сирийского историка VIII века Иезудены, епископа Барсы. Сочинение Иезудены «Книга целомудрия» содержит в себе краткие жития знаменитых подвижников Персидской Церкви, в том числе и преподобного Исаака Сирина. В жизнеописании “под № 124 Иезудена говорит о святом Мар – Исааке, епископе Ниневийском, который отказался от епископского звания и написал книги о жизни отшельников”[8].

    Также Иезудена говорит о преподобном Исааке следующее: “Он был поставлен в епископы Ниневии патриархом Георгом в монастыре Бейт – Абе.

    После управления своего в течение пяти месяцев Ниневийским диоцезом, в качестве преемника епископа Моисея, он отказался (от епископства) по причинам, известным Богу, и удалился жить в горы… Он взошел на гору Матут, которая окружает местность Бейт – Хузайе, и жил в уединении в месте с отшельниками, находившимися там. Потом он ушел в монастырь Раббана Шабура. Он весьма прилежно изучал Священные Книги, до такой степени, что потерял зрение вследствие пылкости в чтении и своего поста. Исаак был достаточно сведущ в знании Божественных тайн: он составил труды о духовной жизни монахов”[9].

    Последние годы своей жизни Исаак провел в монастыре Раббана Шабура на горе Шуштар. Точная дата смерти Исаака неизвестна, как неизвестна дата его рождения. Но вероятнее всего Исаак жил во второй половине VII века, а умер в первой половине VIII века, так как, по словам Иезудены “святой Исаак был поставлен в епископы Ниневии патриархом Георгом в преемники Моисею, а патриарх Георг и епископ Ниневии Моисей жили во второй половине VII века”[10].

    “К XI веку Исаак, благодаря греческому переводу его творений, становится широко известен на греко-язычном Востоке: в знаменитой антологии аскетических текстов Evergetinos выдержки из писаний аввы Исаака Сирина стоят в одном ряду с подборками из классиков ранневизантийской аскетики”[11]. Так скромный епископ из далекой персидской провинции становится святым отцом Православной Церкви. С того времени, и по сей день, его труды являются актуальными для каждого православного христианина. Его писания были излюбленным чтением монахов, у многих святых отцов мы видим частое цитирование мыслей святого Исаака. Память преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского, в Православной Церкви совершается 10 февраля (28 января по старому стилю), вместе с памятью преподобного Ефрема Сирина.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter