Во – вторых, молиться нужно усердно, терпеливо и с горячностью, что достигается посредством любви к Богу: “Любовь есть плод молитвы; и от созерцания своего возводит ум к ненасытимому вожделению ее, когда ум пребывает в молитве без уныния – молится ли он видимым образом, с участием тела, или только умом, в безмолвных помышлениях, пламенно и с горячностью. Молитва есть умерщвление мыслей похоти плотской жизни. Ибо молящийся прилежно есть то же, что умирающий для мира: и терпеливо пребывать в молитве значит отречься от себя самого. Поэтому в самоотвержении души обретается любовь Божия”[66].

    В – третьих, согласно святому Исааку, каждое слово молитвы должно исходить из глубины сердца; даже если слова заимствуются из псалмов, их следует произносить как свои собственные: “При стихословии псалмопения твоего не будь как бы заимствующий слова у другого, чтобы … не стать совершенно далеким от почерпаемых в стихах умиления и радости; но как сам от себя, произноси слова прошения твоего с умилением с рассудительным пониманием”[67].

    Таким образом, основными требованиями, предъявляемыми к молитве, являются, по святому Исааку, внимание, отсутствие рассеянности, смирение, сердечное сокрушение, сопровождающееся плачем.

    К молитвенному деланию святой Исаак причисляет также чтение Священного Писания. Для всей древней монашеской традиции, чтение Писания – это не столько изучение библейского текста в познавательных целях, сколько беседа, встреча с Богом: Священное Писание является средством достижения богообщения. Исаак говорит о чтении Священного Писания как о главном средстве для внутреннего духовного изменения, сопровождающегося отказом от греховной жизни: “Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словах Божиих и проводить жизнь в нищете … Для отвода унаследованной душой предрасположенности к непотребству и для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих мятежное пламя, нечто не бывает столь достаточным, как погружение себя в любовь к изучению божественного писания и постижение глубины его мыслей. Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словах премудрости, тогда человек … оставляет позади себя мир, забывает то что в мире”[68]. Преподобный Исаак также рекомендует читать святых отцов, это тоже является, подобно молитве, беседой с Богом: “Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием, потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих”[69]. Необходимо чередовать молитву и чтение, чтобы мысли почерпнутые из Священного Писания, наполняли ум и во время молитвы. “Чтобы заменить одно собеседование другим, занимайся чтением Писания, открывающим тебе тонкости созерцания, и житиями святых … И когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о Божественных Писаниях, которые прочел, и этим размышлением приведется в забвение память о мирском, и таким образом, придет ум в чистоту”[70]. Святой Иоанн Лествичник дает похожие наставления: “Чтение Священного Писания не мало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святого, всячески вразумляют читающих. Будучи делателем, прочитывай деятельные книги отцов”[71].

    Но “не всякое писание полезно”[72] – предупреждает святой Исаак своих читателей – монахов, а только то, которое способствует духовному совершенствованию. Даже догматические сочинения отцов Церкви не всегда полезны для того, у кого ум не очищен: “Есть опять же, люди, которым даже чтение о делах домостроительства Божия не приносит никакой пользы и не помогает. По большей части они даже еще более помрачаются, потому что им гораздо необходимее чтение о том, как умирять страсти. Каждый человек получает пользу от чтения, соответствующего его уровню, получает помощь и преуспевает благодаря такому чтению”[73].

    В трудах преподобного Исаака есть конкретное указание на то, как монаху следует заниматься чтением в келии: “Занимайся чтением в безмолвии, чтобы ум твой всегда возводим был к чудесам Божиим … Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине”[74], - говорит святой Исаак. Тишина – это первое условие для того, чтобы читаемые слова были восприняты должным образом. Второе условие – сосредоточенность и отсутствие посторонних мыслей и забот: “будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе твоей сладчайший вкус сладостного понимания смысла Писания”[75]. Третье условие – молитва перед началом чтения: “К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрашивания помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву считай ключом к истинному пониманию сказанного в божественных Писаниях”[76].

    Также святой Исаак неоднократно говорит о традиционном монашеском идеале, о непрестанной молитве. Задача подвига и заключается в том, чтобы молитва стала непрестанной, чтобы всегда молиться, то есть бодрствовать и сознательно предстоять Богу. Это подается от Духа. Потому непрестанная молитва “есть признак совершенства”, - и показывает, что человек “взошел уже на высоту всех добродетелей и соделался обителью Святого Духа. … Тогда в сонном и в бодрственном состоянии человека молитва не пресекается в душе его, но ест ли, пьет ли, спит ли, делает ли что, даже в глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и испарения молитвы”[77]. Это вершина молитвы и почти уже не молитва. Это состояние у святого Исаака называется духовной молитвой, “ее сподобляется один из многих тысяч людей, потому что это – тайна будущего состояния и жития”[78]. Святые отцы такое состояние человека в молитве называют “созерцанием”.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter