Печать
Просмотров: 18147

Вобсудить на форуме последнее время все чаще слышу от знакомых православных и из разных источников о родовых грехах, которые надо каким-то образом изгладить. Когда я в первый раз услышал словосочетание родовой грех, меня оно сразу насторожило. Ни из курса догматического богословия, ни из курса нравственного богословия о таком явлении мне не известно. В одном из православных фильмов, посвященном методике оздоровления, я услышал уже о способах преодоления родового греха. В нем предлагается помнить всех своих предков и молиться за них, отмаливать их грехи, в противном случае от родового греха избавиться будет сложно, а это уже напоминает язычество...

Данная статья пишется постепенно, по мере исследования новых источников. Многое включается в нее из обсуждения темы родового греха на форуме, по этому ветка форума содержит больше интересной информации чем эта статься, однако эта информация не систематизирована.

Возникает вопрос, должен ли человек каяться в грехах совершенных нашими предками? И вопрос этот не праздный. Мне уже неоднократно попадались молитвы, посвященные родовым грехам. В качестве одного из самых главных родовых грехов часто указывается клятвопреступление, совершенное нашими недалекими предками, относительно дома Романовых. Следовательно, если не покаяться в этом грехе то наша страна никогда не выберется из проблем, которые все мы переживаем. Если не раскаяться в других родовых грехах, то человек будет всегда болеть, а любое лечение не даст желаемого результата.

В дальнейшем для того, что обрести конкретный ответ на поставленный вопрос, нам придется часто обращаться к текстам Священного писания, по этому, несколько забегая в перед замечу, что Ветхий Завет сохранил для нас историю, как еврейский народ каялся в преступлениях отцов.

"В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему." [Неемия 9:1-3]

Так уж сложилось, что самый доступный источник информации - это Интернет. Чтобы выбрать "отправную точку" для дальнейших поисков я решил поинтересоваться, что скажет "всезнающий Яндекс" о родовом грехе. На мое удивление мне попался фрагмент лекции А.И. Осипова, где он признает существование родового греха. Однако его объяснение в принципе оказалось на первый взгляд логичным и в сущности отличалось от того "псевдоправославного", которое предлагалось моими знакомыми.

Вот что он говорит: "Мы должны различать между собою три типа греха: личный грех, т.е. тот который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона; родовой грех - это понятие достаточно новое, как оказалось, но которое имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом. Родовой грех - это не тот грех, за который мы несем ответственность, это не грех в котором человек повинен. Нет, это та болезнь нравственного порядка, болезнь, которая приобретается человеком или лучше сказать с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки. Что же конкретно является источником этой болезни? Как правило, а может это только так и есть, являются какие-то серьёзные нравственные преступления."

Вскоре интернет-раскопки привели меня к статье некоего протоиерея Петра Андриевского, который подвергает критике размышления Осипова о родовом грехе и называет их ересью. "Один из глашатаев нового догмата проф. МДА А.И. Осипов признается: «родовой грех - это понятие достаточно новое, как оказалось» ... Православие знает только два вида греха – первородный (прародительский) и личный. http://otec-piotr.narod.ru/stati/rodovoi_greh/"

Священное Писание о родовом грехе

Чтобы боле подробно разобраться в Данном вопросе нам придется рассмотреть несколько текстов из Ветхого и Нового Завета. Как дальше Вы увидите, на первый взгляд они могут показаться противоречивыми.

Свидетельства Книги Исход о родовом грехе

Одно из самых ярких мест Ветхого Завета, свидетельствующее о наказании детей за грехи родителей находится в двадцатой главе книги Исход. "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". [Исх.20:5-6]

Толковая Библия Лапухина дает на это место следующее толкование: "Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1–32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов."

Обратим внимание на суть толкования, которая заключается в том, что Бог не наказывает безвинных детей, а тех, кто идет по стопам своих грешных родителей. Также здесь надо заметить, что под словом "дети" могут подразумеваться младенцы, подростки и взрослые дети, даже престарелые дети своих родителей. К сожалению Писание не уточняет возраст детей, а это очень важно. Ведь одно дель наказывать за родителей младенца, и совсем другое наказывать взрослого человека, который может осознать за что страдает. Однако из контекста можно заключить, что ребенок наказывается, когда начинает грешить, уже имея представления о добре и  зле. Путь этот вывод останется пока как предположение, которое в дальнейшем мы постараемся или подтвердить, или опровергнуть.

Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Иоанна в Беседе 56, дает следующее толкование этого места. "Если же кто скажет: как же написано: "наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода]" (Исх. 20, 5)? то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим из Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет тоже самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления".

Из слов Златоуста так же следует, что дети страдают за грехи родителей в том случае, если повторяют их преступления.

Преподобный Ефрем Сирин предлагает сходное толкование этого места. "Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим."

Опять здесь мы видим, что наказание получает тот, кто повторяет грехи отцов.


 "Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода". [Числа 14, 18]

"Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление". [Втор.24:16]

"Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет" [Иез.18:19-20]

"В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет". [Иер.31:29-30].

 Дан.9:16 Господи! по всей правде
Твоей да отвратится гнев Твой и
негодование Твое от града Твоего,
Иерусалима, от святой горы Твоей;
ибо за грехи наши и беззакония
отцов наших Иерусалим и народ
Твой в поругании у всех,
окружающих нас.


Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев на вопрос о родовом грехе отвечает следующим образом. Суть родового греха люди поняли только в 20-м веке, когда появилась генетика. Через гены человек наследует не только особенности характера, внешнего вида своих предков или прародителей,но и какие-то их наклонности. Генетика не отвечает на вопрос зачем это делается. В Библии говориться о том, что грехи отцов или так называемые родовые грехи существуют до третьего и четвертого рода. Для чего это делается? Например, мой отец, предположим, выпивал, этот грех передается мне, но для чего? Чтобы я его в себе изжил. Я не смогу его изжить,может мой сын его изживет, его внук или его правнук. Если кто-то в роду изживет этот грех, то это будет общее дело этого рода. Почему общее дело? Какое самое главное дело моего отца? Это я. Он меня зачал, я родился, самое главное дело любого родителя — это его ребенок. Поэтому если я вдруг исправился, значит он в меня что-то вложил, может совет дал,может даже своим дурным примером заставил меня задуматься, что так нельзя поступать.В этом великая милость, возможность роду изживать те или иные грехи. Как правило бывает так, что когда накапливается эта греховная масса и в семье появляется праведник. Господь попускает такие обстоятельства, что этот родственник становится очень религиозным, он молится за предков, а они молятся за него, и появляется это единство общего дела. В том, что Господь попускает детям грехи родителей, заключается великая милость Божия, т. к. может быть в них будет изжито то, что не смогли изжить мы в себе. [Аудио запись толкования на Апокалипсис часть 2. беседа 7.]


 

Продолжение Следует...

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter