Печать
Просмотров: 6090

ХРИСТИАНСКИЕ ГРАНИЦЫ ПАТРИОТИЗМА

Д настоящее время вопросы о патриотическом духе населения нашей страны поднимаются очень часто. Каждый политический деятель, претендующий на руководящий пост, считает своим долгом назвать себя патриотом своей Родины, т.к. в глазах людей патриот это, прежде всего честный человек, заботящийся о благосостоянии своего народа.

    Тема патриотизма постоянно обсуждается как в средствах массовой информации – телевидение, радио, интернет, так и на бытовом уровне – в кругу семьи или знакомых. Чаще всего в таких беседах обсуждается патриотическая деятельность политиков и гораздо реже поднимается вопрос о том, что патриотом должен быть каждый житель нашего государства.

    Радиостанция «Маяк 24», несколько раз в неделю, транслирует передачу «телефонное право», посвященную различным животрепещущим вопросам. Одной из тем этой программы был вопрос о патриотизме и его границах. Звонков в студию было как обычно много. Во время диалога с радиослушателями стало абсолютно очевидным, что большинство участников дискуссии понимает патриотизм и то каким он должен быть по-разному. Для одних патриотизма не существует в принципе - это просто пустые слова; для других патриотизм, нацизм и фашизм являются словами синонимами, для третьих патриотизм это просто любовь к родине. Также не однозначно и отношение к нему, одни считают его спасением для страны, другие – пустой затеей, иные же – опиумом для народа или средством зомбирования людей с целью их подчинения. Так же по-разному понимаются и границы, в которые должна укладываться патриотическая деятельность.

    Для того чтобы разобраться в том, каким должен быть патриотизм с христианской точки зрения необходимо понять, что представляет собой патриотизм как явление. Эля этого рассмотрим несколько наиболее интересных мнений касающихся патриотизма, которые также помогут составить общую картину по данному вопросу.

    В начале рассмотрим, как понимают патриотизм коммунисты.

    Идеологи коммунистического движения, давая определение патриотизму, опираются на формулировку Владимира Ильича Ленина: «Патриотизм есть любовь к родине, одно из самых глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств».

    В своей статье «О национальной гордости великороссов» Ленин даёт исчерпывающее определение коммунистического, пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов... Мы помним, как... Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу все рабы...» По-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах... Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм...».

    Из этого отрывка хорошо видно основание «красного патриотизма» – это гордость за то, что и в России была совершена революция. Это может показаться немного нелепым, но кроме этого последователю коммунистической идеологии нечем больше гордиться, царский режим, вера в Бога - все в прошлом, все, чем можно гордиться - в будущем, а в настоящем разруха и неустройство.

    Сами коммунисты, и их противники при случае любят цитировать «Манифест Коммунистической партии»: «Рабочие не имеют отечества.… У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен, прежде всего, завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса...» Т.е. он должен завоевать своё отечество и освободиться от рабства.

    Отсюда следует, что в буржуазном государстве быть патриотом означает вести классовую борьбу против этого государства, против класса, орудием которого оно является и интересам которого служит. Быть патриотом - значит работать над тем, чтобы поднять трудящиеся массы до сознания революционного класса. И высшее проявление патриотизма - это социалистическая революция, в которой пролетариат, освобождая себя, освободит всех трудящихся - то есть 9/10 населения страны - от капиталистического угнетения.

    Своеобразно определяют патриотизм представители Русского Патриотического Движения. Проект этой «новой» экономической и идеологической системы выставлен на интернет сайте «Русский сборник», посвященном русскому вопросу.

    «Русский патриотизм - воинствующая идеология миролюбивого русского народа, призванная способствовать сплочению русского народа, сохранению русского народа, росту русского народа, процветанию русского народа и могуществу русского государства - гарантии мирового равновесия и оплота сохранения, роста и процветания русского народа и других народов, живущих на территории русского государства».

    К сожалению, авторы проекта обходят стороной вопросы: на чем основываются патриотические чувства и как привить патриотизм людям. Скажем больше, складывается впечатление, что патриотизм это вообще не чувство, а идеология, о чем они собственно и говорят.

    В проекте в основном оглашаются цели и задачи движения. По мнению идеологов, настоящий патриот обязан отстаивать интересы Русского народа и государства всеми доступными для него средствами, и должен быть готов нести любые жертвы для защиты свободы и независимости русского народа и государства.

    Ориентирами (примерами для подражания) русским патриотам должны служить «Русские вожди»: Владимир Креститель, Александр Невский, Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Петр Великий, Екатерина Великая, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, которые, несмотря на все недостатки и ошибки, проявили себя как подлинные русские государственники.

    Приведу еще несколько интересных определений, которые помогут составить наиболее полное представление о предлагаемой системе.

    «Русское достоинство - русское национальное самосознание, национальное самоуважение - понимание русскими людьми своего национального единства, особого места русского народа и государства в мире; гордость за историю своей страны, ее культуру и великие достижения русского народа; критическое отношение к своим недостаткам, стремление исправлять их, но без самобичевания; готовность решительно и всеми средствами отстаивать честь и достоинство своей страны, русского государства, русских людей и свои собственные честь и достоинство; отсутствие снобизма и чувства превосходства перед людьми других национальностей.

    Русская миссия - обеспечение мирового равновесия - баланса всемирных геополитических интересов, а также субъективное, многовековое стремление русского народа к установлению справедливого мирового порядка, мирного существования и взаимовыгодного сотрудничества всех государств и народов, его уважение суверенитета других государств, национальных и культурных особенностей и борьба с гегемонией какой-либо силы на мировой арене.

    Русская цель - духовное совершенствование русского народа, рост русского народа и освоение им всех русских земель, достижение процветания русского и других народов, живущих в русском государстве, становление русского государства одним из главных мировых центров культурного и экономического развития человечества, способного успешно выполнять историческую миссию русского народа - установление справедливого мирового порядка без войн и насилия».

    Чаще всего патриотизм понимается как любовь к Родине, основанная на светлых воспоминаниях, связанных с данной страной или местностью. «Воспоминания о прожитой жизни: детство, родные места, фрагменты радости жизни, все это входит в ностальгию по прожитой жизни и формирует чувство Родины с теми территориями, с которыми связана прожитая жизнь. Сила этого интимного чувства и есть любовь к Родине, что и является основой для настоящего патриотизма.

    После чувства Родины на второе место из того, из чего должен состоять настоящий патриотизм, необходимо поставить чувство самоуважения. Если человек уважает себя за какие-либо качества, моральные нормы, достижения, то он не сможет пройти мимо уважения своих родственных корней. За счет глубины чувства самоуважения и строится национальный патриотизм. Иногда национальный патриотизм обретает настолько большую глубину, что он поглощает чувство Родины гордостью за свои национальные корни, и тогда люди, живущие даже не в одном поколении в одной стране, становятся патриотами другой страны, из которой произошли их предки».

    Одним из важнейших оснований патриотического чувства в сознании обывателя считается стабильность в обществе, умение государства защитить и обеспечить своих граждан. «Что касается патриотизма как искренней любви к Родине, то для развития этих чувств в массовом сознании особой пропаганды не требуется. Люди будут искренне любить ту страну, где будет вовремя выплачиваться зарплата, где сбережения не будут бесследно пропадать в банках после дефолтов, и где каждый будет чувствовать себя защищенным». И это мнение далеко не единственное. «Почему же злополучные американцы так любят свою родину? Только ли потому, что в каждой школе висит национальный флаг? Может, если государство старается обеспечить человека элементарными вещами – едой, безопасностью (пусть кажущейся, но безопасностью), возможностью нормально работать (пусть тоже кажущейся, но все же), хоть как-то проявляет заботу о гражданине, может, в этом случае и гражданин испытывает какое-то чувство к государству?» «Нельзя человека насиловать трудностями жизни и бедами, а потом требовать от него любви к Родине, когда в его жизни остается так мало приятных воспоминаний». Забывают, что государство это и есть сами граждане, и если каждый будет воровать, то ни один закон не восстановит экономического благополучия страны, конечно кроме жесткой карательной политики правительства по отношению к нарушителям – врагам народа. Но возникает вопрос, будет ли народ любить страну, которая держит его под страхом смерти?

    Также некоторые социологи связывают патриотические чувства с военными успехами страны. «Наблюдения, сделанные в ходе полевых социологических исследований, говорят о том, что российский патриотизм обязательно должен обладать милитаристической компонентой. Поэтому удар, нанесенный по этой составляющей вследствие военных неудач, надолго заблокировал саму возможность испытывать патриотические чувства…

    Действия НАТО в Югославии были восприняты населением как военная неудача США. То, что Америка не смогла справиться с режимом Слободана Милошевича, не смогла погасить очаги конфликта и повторить сценарий «Бури в пустыни», вызывало у некоторых людей просто ликование. С бомбардировок НАТО Югославии в 1999 году началось раскручивание туго свитой пружины российского военного патриотизма.

    Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года также показали населению не неуязвимость России, а то, что наш вероятный, вековечный противник оказался побеждаем, уязвим. Травма для американцев стала основой для роста массовых патриотических настроений россиян. Патриотический дискурс получил почти все необходимые компоненты…».

    Наиболее полное и глубокое определение патриотизма, на мой взгляд, дает русский философ Иван Ильин. «Патриотизм, - пишет он, - есть чувство любви к родине, и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного, в жилище инстинкта и страстей, куда далеко не всякий любопытный глаз имеет доступ.

    Прежде всего, зарождение патриотических чувств в душе человека связанно с обретением родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать другому человеку его родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть, ибо любить и радоваться, и творить по предписанию вообще невозможно. Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное, и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) — в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может помешать этому опыту и привести к злосчастной симуляции. Любовь возникает «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу. Эта свободная предметная радость или осеняет человека — и тогда он становится живым орга­ном любимого предмета и не тяготится этим, а радуется своему счастью; или она минует его душу — и тогда помочь ему может только такое жизненное потрясение, которое раскроет в нем источники духовного опыта и любви.

    Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священ­ной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатыва­ется постепенно, исторически из эмпирической данности — внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темпера­мент, душевные способности и неспособности), и внешней, (природа, климат, соседи). Вся эта внутренняя и внешняя эмпи­рическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом, причем она и со своей сто­роны формирует дух народа, то, облегчая ему его пути, то, затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый на­ционально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство.

    Замечательно, что нити душевного и духовного подобия связуют людей глубже, а потому и крепче других нитей. Самый путь и способ личного одухотворения, самый ритм духовной жизни в ее созерцании и действии, самый характер умственно­го интереса, самая степень духовной жажды и удовлетворения, самый подъем отчаяния и славословия — все скрепляет души единого народа подобием и близостью. Это подобие ведет к тому, что люди связываются взаимным, глубоким тяготением, заставляющим их дорожить совместною жизнью, устраивать ее и совершенствовать ее организацию. Сходство в духовной жизни ведет незаметно к интенсивному общению и взаимодействию, а это, в свою очередь, порождает и новые творческие усилия, и новые достижения, и новое уподобление. Духовное подобие родит духовное единение, и обратно. И весь этот процесс духовного «симбиоза» покоится в последнем счете на сходном переживании единого и общего духовного предмета. Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога, но истинный патриотизм и приближается к такому единению.

    Это не значит, что все сыны единой родины должны быть одного религиозного исповедания и принадлежать к единой церкви. Однако патриотическое единение будет, несомненно, более тесным, интимным и прочным там, где народ связан не только единой территорией и климатом, не только государственной властью и законами, не только хозяйством и бытом, но и духов­ной однородностью, которая доходит до единства религиозного исповедания и до принадлежности единой и единственной церкви. Патриотическое единение есть разновидность духовного единения, а поклонение Богу есть одно из самых глубоких и сильных проявлений человеческого духа.

    Эту религиозную основу патриотизма культивировали еще древние, языческие народы. Для них гражданственный патриотизм был, прежде всего, делом поклонения богам родного города.

    Конечно, вопрос о том должен ли существовать патриотизм, с христианской точки зрения, может показаться спорным, он это тема для отдельного сочинения. Социологические исследования показывают, что патриотизм, в той или иной степени, присущ подавляющему большинству населения земного шара, в том числе и христианам. Кроме того, патриотические чувства не осуждаются церковью, а наоборот поощряются, Поместный Собор 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. В таком случае, возникает справедливый вопрос: каковы должны быть границы патриотизма?

    В обществе существует много ответов на данный вопрос. Приведем несколько, на мой взгляд, наиболее ярких и распространенных мнений, по поводу того, каким должен быть патриотизм.

    В интернете на одном из ресурсов, посвященных патриотической теме, размещены «Десять Заповедей Патриота», предлагаю Вашему вниманию наиболее выразительные из них:

    «2. Враги России - твои враги! Ненавидь их всем сердцем!

    5. Гордись Россией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни!

    6. Тот, кто бесчестит Россию - бесчестит тебя и твоих предков! Направь кулак свой против него!

    7. Бей ублюдка всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!

    8. Не дай чужим обмануть себя! Будь начеку!

    9. Верши, что нужно без стыда, когда речь идет о Новой России!

    10. Верь в будущее! Тогда ты станешь победителем! Русские Люди, выучите эти заповеди и следуйте им ВСЕГДА!)»

    Но далеко не все считают, что истинный патриот - это человек физически уничтожающий врагов своего Отечества: «Проблема в том, какое содержание стоит за той или иной формой патриотизма… Если бы доминирующим стал патриотизм фильма «Брат 2», то это привело бы к разрушению российского общества».

    Также, свое мнение на этот счет имеет и Православная Церковь. «По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

    Чтобы определить границы патриотизма необходимо исходить из оснований этого явления. Как было отмечено Иваном Ильиным, да и не только им, патриотическое чувство – это, прежде всего, чувство любви. По этому требования, предъявляемые к любви, справедливо применять и к патриотизму. «Любовь долготерпит, милосердствует, - пишет Апостол Павел, - любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». [1 Кор. 13, 4-7]

    Основываясь на словах апостола, мы можем довольно определенно провести границы патриотизма. Истинный патриот должен быть терпеливым, иначе все его усилия не будут доведены до конца, а останутся пустыми словами. Терпение помогает патриоту принести реальную пользу своей Родине. К сожалению, часто приходится видеть людей, которые в патриотическом порыве, активно берутся благоустраивать свою страну, но, столкнувшись с непониманием, халатностью, бескультурьем, воровством они опускают руки и бездействуют, а в худшем случае, становятся такими же как, те с кем сами недавно боролись.

    Патриот должен быть милостивым. Необходимо милостиво относиться ко всему и ко всем. Необходимо милостиво относиться не только к своим соотечественникам, независимо от их национальной принадлежности, но и к природе, от состояния которой напрямую зависит благосостояние и здоровье людей.

    Патриотические чувства не должны основываться на зависти, Священное Писание, и обычный житейский опыт многократно доказывают, что зависть не приводит к положительным результатам. В большинстве случаев зависть индивидуальна, а причина зависти материальное благополучие другого. В таком случае под маской переживаний за нищету и неустроенность своего Отечества, могут скрываться корыстные интересы конкретного человека. Такой патриотизм часто зависит от удовлетворения личных потребностей человека, и ослабевает, если завистник добивается желаемого.

    Человек искренне любящий свою Родину, не должен превозноситься и считать себя особенным, избранным, единственным хозяином данной территории. Как в любви между мужчиной и женщиной сильная ревность может толкнуть одну из сторон на недопустимые поступки, так и в любви к Родине, ревность не по разуму со стороны одного или нескольких людей может причинить много бед всему обществу. В таком случае, любовь к Отечеству вырождается в национализм, фашизм или шовинизм.

    Истинный патриот не должен гордиться своими патриотическими чувствами и выставлять их на показ, он должен больше действовать и своими поступками подавать пример окружающим.

    Истинному патриоту должны быть чужды бесчинства, погромы и насилие по отношению к людям другой национальности и вероисповедания. Ему должно быть чуждо всякое бесчинное, разболтанное, агрессивное, небрежное поведение, которое может, как напрямую повредить Отечеству, так и косвенно, спровоцировав опасное поведение других.

    Истинная патриотическая любовь, как и обычная не должна «искать своего», т.е. не должна быть корыстной. Настоящая любовь всегда бескорыстная и жертвенная. Истинный патриот любит свою родину не только потому, что уверен в сохранности своих денежных средств и чувствует себя в безопасности. Иначе люди не вкладывали бы столько сил, добиваясь благополучия своего народа и государства.

    Истинный патриот, по настоящему любящий свою родину, должен стойко переносить трудности, веря, что несмотря ни на какие обстоятельства, Бог не оставит в беде его сограждан, но приведет их к высшей цели Царству небесному, а не земному.

    Человек, если он только истинно любит свое Отечество, навсегда останется его истинным патриотом, т.к. истинная любовь никогда не перестает. Если же человек сначала горячо любил свою Родину, а потом охладел, то значит, он ни когда не любил ее по настоящему. Возможно, ему самому казалось, что он искренне ее любит, а возможно он умышленно симулировал патриотизм в корыстных целях, или еще по каким-либо причинам.

    Но эта искренняя любовь к своему Отечеству не может превышать любви к Богу. В противном случае, патриотизм превратиться в культ, а Родина сделается идолом, затмевающим истину. «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…» [Мат. 10, 37]. Границы любви к Родине определяются свойствами самой любви, а также нормами христианской нравственности – вот в каких рамках должен пребывать истинный патриот. Также христианской нравственностью ограничены и силовые методы воздействия на несознательных граждан и откровенных врагов Отечества, к которым так активно призывают некоторые патриотические движения.

    Сложно рассуждать о том, что должно стоять выше любовь к Родине или любовь человека к собственным детям, родителям или друзьям. И если мать любит свою дочь сильнее, чем Россию, можно ли это поставить ей в вину? А можно ли обвинить человека в том, что, но больше любит свою страну, чем своих близких, в том, что он жертвует ими ради благосостояния своего государства, пренебрегает их любовью? Одно можно сказать точно, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15.13]. А можно ли быть истинным патриотом страны, устои и уклад жизни которой построены на антихристианских принципах, и противоречат основным мировоззренческим принципам человека? Думаю, что теоретизировать на эту тему бесполезно, ответ должна дать сама жизнь, если найдутся такие патриоты, значит, возможно и это. А может ли человек, проживающий в одной стране быть истинным патриотом другой? Да может, т.к. патриотизм, прежде всего зависти от духовной связи конкретного человека с другим народом или страной родственной ему по духу. Объединяют людей не материальные блага, а духовное родство. Например, православный христианин, проживающий в языческой Индии, может быть истинным патриотом православной России или Греции, а правоверный иудей, скорее всего, навсегда останется патриотом Израиля, в какой стране он бы не родился. Боюсь, что здесь, вопросов может быть гораздо больше, чем ответов на них.

    Подводя итог, необходимо наметить сферы деятельности, в которых патриотическое чувство может реализоваться в действии. Социальная концепция Русской Православной Церкви определяет области соработничества Церкви и государства в современный исторический период:

    а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

    б) забота о сохранении нравственности в обществе;

    в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

    г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

    д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

    е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

    ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

    з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

    и) наука, включая гуманитарные исследования;

    к) здравоохранение;

    л) культура и творческая деятельность;

    м) работа церковных и светских средств массовой информации;

    н) деятельность по сохранению окружающей среды;

    о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

    п) поддержка института семьи, материнства и детства;

    р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

    Церковно-государственное соработничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

    В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:

    а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;

    б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;

    в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

    Разумеется, это далеко не все, поле деятельности патриота настолько обширно, что перечисление можно будет продолжать еще долго, начиная с выбрасывания мусора мимо мусорного ящика и заканчивая политической игрой на мировой арене. Каждый человек должен осознавать, что от его действий зависти благосостояние его собственной страны, и людей проживающих на земном шаре в целом.

    «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело… Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». [1 Кор. 12; 12,26]

Список использованной литературы.

    1. Библия. Книги Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета. В рус. пер. с параллельными местами и приложениями. — М.: Рос. Библейское о-во, 2002. — 1371с.
    2.Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Сборник Докладов и Документов. – СПб., 2000 г, – 269с.
    3.Государство и мы. Сборник статей. – М., 2003 г. – 350 с.
    4.Ильин И. Собрание сочинений. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – 398 с.
    5.Философский бунт нового мировоззрения. Сборник статей. М., 1999 г. – 254 с.
    6.Журнал Московской Патриархии. – М ., № 9, 1990 – 76 с.

Интернет ресурсы.

    7.Коммунист.ру. Интернет-еженедельник коммунистов СНГ. http://www.communist.ru
    8.Русский сборник. Актуальные материалы по русскому вопросу. http://rusvladimir.narod.ru/
    9.Либеральная миссия. Аналитический сайт. http://www.liberal.ru
    10.Русские Люди. Официальный сайт патриотов России. http://whiteworld.ruweb.info/rubriki/000124/000/01070502.htm

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter