ПРОВИНЦИЯ – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Новое всегда несет на своих плечах отрицание старого. И лишь потом, со временем, снявши голову, по чисто российской традиции, начинается безутешный плач по потерянным волосам

Большие и резкие перемены в различных сферах жизнедеятельности русского народа можно охарактеризовать как устойчивую традицию. Стремление к новшествам в формах и средствах выражения было присуще не только столичной знати, но и небольшим городам, и деревням. Провинция при любой возможности старалась воспринять и принять все то, что передавалось из центра. Столичные же города охотно отдавали и продавали предметы утратившие былую красоту и назначение, как малозначимые и не находящие применения. Такой процесс в истории изобразительного искусства России прослеживается как в светской, так и в церковной сфере влияния.

Святыни появлялись в провинции как благословение, как дарственные, брались с собой при переезде и освоении новых земель. Благолепным украшением церквей уездных городов и небольших селений занимались местные благородные зажиточные жители, специально заказывавшие у столичных мастеров «Святые Образа». Так, в Воскресенском храме г. Березово находились образы Спаса Вседержителя и Успения Богоматери. В настоящее время они входят в коллекцию икон Омского областного краеведческого музея. Икона Успения Богоматери имеет сведения о времени, месте и заказчике, «тщанием» которого написан этот образ. В нижней части холста помещен картуш с надписью, что в 1800 году купец Андрей Семенович Сергеев заказал сей образ в Тобольске. М.Н. Софронова, исследуя эти изображения, выявила, что образы, являлись точной копией с настолпных особо чтимых икон Тобольского Софийского кафедрального собора [7, C. 91-93].

В г. Барнауле, где находились заводы купцов Демидовых, можно было увидеть иконы в серебряных позолоченных окладах, которые были заказаны в столичных городах. Исследуя сохранившееся иконы барнаульских храмов, можно отметить, что некоторые оклады имеют московские клейма. Так, клейма на окладе иконы Параскевы Пятницы (45х36x2,5) свидетельствуют, что он был выполнен в 1856 году в г. Москве на фабрике золотых и серебряных изделий Орлова Дмитрия Ивановича. Его производство было основано в 1840 году и за короткое время приобрело всерросийскую значимость. На мануфактурной выставке 1865 году в Москве ее владелец был награжден большой серебряной медалью, в 1860 году имел 35 рабочих и 10 учеников, в 1865 году рабочих и учеников 160 человек, ежегодно вырабатывая изделий на сумму до 200 000 рублей серебром (1840-1872 гг.) [6, C.214].

Кроме отдельных икон, в провинциальные церкви попадали иконостасы высококачественного исполнения. На протяжении XVIII-XIX вв. по возможности сельские церкви приобретали за небольшую сумму иконостасы, утратившие за древностью былое великолепие и не соответствовавшие вкусам современных правителей. Так, в церкви с. Васильевское Шуйского уезда за небольшую плату по распоряжению Екатерины II в 1775 г. появляется иконостас Успенского Владимирского собора, принадлежавший кисти Андрея Рублева. К этому времени он дважды поновлялся в XVII в и 1703 г. Образы XV в. сменил новый иконостас, выдержанный в пышных формах елизаветинского барокко [5, C. 39]. Подобный процесс, но уже в XIX в., прослеживается в Сибири.

В 1807-1811 гг. в Тобольском подгорном селе Бегишево с благословения Высокопреосвященнейшего Амвросия Архиепископа Тобольского и Сибирского строится каменная Крестовоздвиженская церковь вместо сгоревшей. Староста храма Павел Долгушин первоначально спрашивает разрешения священноначалия на приобретение для вновь построенного храма незадействованного иконостаса из градотобольской Христорождественской церкви. Однако это прошение откланяется по причине несоответствия параметров иконостаса размерам интерьера Бегишевской церкви, а также несвоевременной выплаты уговоренной суммы. Поэтому вышеуказанный иконостас по договору переносится в Воскресенскую Березовскую церковь, тем более ее расторопные прихожане внесли большую сумму, чем требовалось первоначально [1]. Староста церкви села Бегишева не достигши положительного результата для св. храма, не успокаивается. Чувствуя на себе ответственность за украшение интерьера церкви, спустя некоторое время, он вновь обращается к Владыки Амвросию с прошением: приобрести за означенную приходом сумму иконостас, находящейся без употребления, в Богоявленской церкви г. Тобольска. В ответ Владыка не только разрешает такой перенос, но ставит резолюцию о безвозмездной передаче этих икон в Крестовоздвиженский бегишевский храм. Рассматривая документы по бегишевскому делу, Тобольская Духовная консистория выяснила, что вышеуказанный иконостас прежде был так же безденежно передан Богоявленской тобольской церкви из Абалакского храма [2].

В украшении внутреннего убранства сибирских храмов XVIII века, излюбленными были формы стиля барокко. Ярким примером является иконостас Тобольского Софийского Успенского собора, поставленный в 1710г. по благословению Святителя Филофея (Лещинского). Этот иконостас служил образцом для многих храмов Тобольской Епархии. Так в 1756 году изограф Козьма Черепанов, писавший иконы в Введенскую градотобольскую церковь, следил еще и за рисунком иконностасной резьбы, который повторял резьбу Софийского собора [3, л.7]. А несколько лет спустя, в 1768 г. Тобольский ямщик Иоанн Черепанов подрядился «к градотобольской Архангельской церкви… у бывшего при оной церкви старосты церковного Тобольского ямщика Козьмы Черепанова …зделать резной иконостав…против данного о его Черепанова рисунку…» [4]. Таким образом, не исключено, что иконостас, попавший в храм с. Бегишево, носил в себе отчетливые барочные формы. По свидетельству бегишевских сторожил, видевших интерьер храма до его разрушения, иконостас был резной, золоченый, весьма тонкой изящной работы. Последующая судьба икон Крестовоздвиженской церкви сложилась плачевно. Как и во многих местах св. образы были разграблены и уничтожены.

Случаи перемещения иконостасов из столицы в провинцию не были единичными. В соответствии с архивными данными и по результатам различных научных исследований выявляется тенденция переносов иконостасов и св. образов, обусловленная на протяжении нескольких столетий, различными причинами. Так или иначе, выявление подобных взаимоотношений между центральными городами и провинцией открывает новые взгляды на роль последней в истории развития русской православной культуры и искусства.

Список источников и литературы

1. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф.156 О.6 Д.1533
2. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф.156 О.7 Д.434
3. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф.156 О.1 Д.247
4. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф.156 О.3 Д.644
5. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа М., 1987.
6. Постникова-Лосева М.М., Плотонова Н.Г., Ульянова Б.Л. золотое и серебряное дело XV-XXвв. СПб, 2003.
7. Софронова М.Н. Становление и развитие живописи в Западной Сибири. (диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения). Барнаул, 2004.

Ремезвские чтения. Г. Тобольск. 2005 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter