Печать
Просмотров: 4566

О ТРАДИЦИЯХ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Вот уже около 2000 лет весь христианский мир празднует день Рождества Христова. По своей значимости в календаре Русской Православной Церкви этот праздник стоит вторым после Пасхи. Два этих торжества неизменно связаны друг с другом.

В православной России праздник Рождества Христова всегда является государственным. К его встрече готовились заранее, духовно проходя поприще сорокадневного поста. Кроме того, русские люди старались и внешне украсить себя и жилище. Обычно к Рождеству шились новые платья, совершалась «генеральная» уборка. Моют к празднику двери и их медные ручки чистят мятой бузиной, а потом обматывают тряпочками, что бы не захватали до Рождества: в сочельник развяжут их, они и засияют, радостные для праздника». К торжеству в городских домах появлялись рождественские лампады, скатерти и даже ковры. «...ставят «праздничные», рождественские лампадки, белые и голубые в глазках. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками. Зеркально блестят паркетные полы, пахнущие мастикой с медовым воском – запахом праздника. В гостиной стелют «рождественский ковер – пышные голубые розы на белом поле, морозные, будто, снежные...» У благочестивых жителей сохранялось традиция одаривать под праздник бедняков и обездоленных «...а то и Рождество будет не в Рождество».[8 с 94].

Такое отношение к празднику было общепринятым, как в центре, так и в провинции нашей страны. Кроме того, на местах складывались свои традиции и особенности в проведении святочных дней.

На протяжении нескольких столетий г.Барнаул является административным центром как в отношении к светской, так и к духовной власти. В XVIII-XIXвв. общение местных приходов с правящим архиереем происходило через Барнаульское духовное правление. Через него же распространялись различные указы Святейшего Синода и духовной консистории, в том числе и о богослужении в торжественные дни. В книге регистрации совершенных богослужений Одигитриевской церкви г.Барнаула прослеживается ежегодное служение благодарственного молебна в день Рождества Христова.[1 л 42] Служение благодарственного молебна 25 января является уставным для Русской Православной Церкви. Связано это с победой над Наполеоном. «Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества, еже по плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, и воспоминания избавления церкви и державы Российския от нашествия галлов и сними двадесят язык [7 с134] Священник той же церкви Георгий Богословский и диакон Андрей Никольский свидетельствуют, что в день Рождества Христова в 1885 г. прихожан было много», в 1887году ~ 600 человек. В 1893голу, помимо утреней, литургии и молебна, народу говорилось поучение на день праздника; прихожан было ~ 400 человек.[1 л 47] Общее количество прихожан данной церкви в эти годы колеблется около 1000 человек, куда входили младенцы, престарелые, немощные и т.д. Таким образом, в торжественный день храмы старались посетить бóльшая часть горожан.

В среде иконописцев и мастеровых людей, выполняющих храмовые заказы, издавна сложилась традиция заканчивать работу к великому празднику, в том числе к Рождеству Христову. Об этом свидетельствуют и документы. В договоре об изготовлении серебряной утвари для Вознесенской церкви при Сузунском заводе, посадский Барнаульского завода Яким Жуков «обязуется... работу исправить неотменно декабря 25 числа (ст.ст.) сего 1770 года» [2 л 91].

В XIX веке периодическая печать и светская и епархиальная - в Рождественские дни рассматривала вопросы, связанные с духовным состоянием народа и страны в целом. Так в Томских губернских ведомостях за 31 января 1881 г. читаем: «...в Рождественские праздники «Голос» (общероссийская газета) считает нужным посвятить свои передовые страницы духовным интересам..», далее Томские ведомости раскрывают обозрение состояния дел в томской епархии [4 c 2] Кроме того, публиковались яркие и глубокие по смыслу проповеди. произнесенные в эти Святые дни. К одним из таких примеров относится «Слово, сказанное в городе Томске, в Кафедральном соборе, в первый день нового 1863 года, инспектором Томской духовной семинарии, соборным иеромонахом Наркиссом [5 c10].

В ХХ веке празднование Рождества Христова продолжается, несмотря на смену системы государственного управления и идеологии. В связи с отделением в 20-е годы Церкви от Государства, праздник уже не является государственным. По документам прослеживается негативное отношение Советской власти и её антирелигиозная политика к Рождественским дням. Благочинный священник села Володарского 23 февраля 1929 года пишет: «... на святках были проведены химические опыты во всех приходах для доказательства яко бы обмана религиозников...» и далее «...Когда я ходил со святым Крестом, то рядом с иконой увидел антирелигиозный плакат – ничего здесь я не сказал, а только прочитал вслух присутствующих родителей ученика, который малевал этот плакат и ушел»[3 л 34]. Слово было произнесено на тему невозможности служения двум господам в одно время, данном случае Богу и безбожию. По словам священника, проповедь благоприятно подействовала на слушающих, но неблагоприятно, на нем. В том же рапорте сообщается, что детей указанного священника исключили из школы, а на него самого посыпались многочисленные кляузы.

Такая ситуация складывалась по всей стране. Постепенно закрывались храмы. Однако традиции проведения Святок сохранились и в период гонения на церковь. В чем-то утраченные, измененные, но все же сохраненные в своей сути, они до сих пор передаются из поколения в поколение. Рождество празднуют в домах, в тесном семейном кругу. В отдаленных сельских местностях еще продолжают ходить дети – христославы, но все это переходит в чисто народный обычай, связанный больше с Новым годом, чем с Рождеством.

Дата 1000 летие крещение Руси явила собой значительные подвижки к возрождению православной культуры. Святейший Патриарх Алексий II - первый из представителей Русской Церкви ХХ в. получил относительную свободу действий, при которой можно было начать церковное созидание [6 с 12].

В последующие годы открылись и возобновились многие соборы и обители. В Рождественские торжества храмы вновь наполнены народом.

С принятием конституции РФ в 1993 году праздник Рождества Христова вновь становится государственным. С этого времени начинают проходить в Москве ежегодные Рождественские чтения, решающие проблемы образования и культуры. В епархиях также организовываются различные концерты, собрания, выставки посвященные празднику Рождества Христова.

Источники и литература

1. ЦХАФАК Ф 26 02 д 1123
2. ЦХАФАК Ф 1 01 д 484
3. ЦХАФАК Ф 138 01 т 2 д 38
4. Томские губернские ведомости № 1 1882
5. Томские губернские ведомости № 2 1863
6. Православный календарь РПЦ 2004
7. Последование молебных пений «Синодальная типография» Москва, 1895
8. Шмелев И. Лето Господне. М., 2003

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter