Печать
Просмотров: 4791

МОЛЧАНИЕМ ПРЕДАЕТСЯ БОГ

Побсудить на форумериближается 2010 год, год в который наша Тобольско-Тюменская епархия будет отмечать 20-летие своего возрождения в пределах большой Тюменской области. А год наступивший стал двадцатым с момента открытия Тобольской Духовной семинарии после своих вынужденных «каникул» длинной в семьдесят лет. Практически весь этот период с 1990 года епархией и семинарией руководит архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий ректор Тобольской Духовной семинарии. Многая лета Вам, Владыка!

За этот период материальная база духовных школ была сформирована с нуля, по области открылись многие вновь построенные и восстановленные храмы, в них служат священники, практически все из которых в большинстве своём «очно» закончили Тобольскую семинарию. Хочется отметить, что практически при каждом храме есть воскресная школа. Конечно, везде уровень таких школ зависит от подобравшихся педагогов на местах, от величины прихода, но вот сам факт существования этих школ – заслуга управляющего епархией, того что он требовал их наличие, требовал… да, да, написание отчётов в епархиальное управление, что стимулировало работу священников на местах. То же самое можно сказать и о всех гимназиях, и о работе с молодёжью и о многом другом.

Мы как-то привыкли отмечать свои многоценные труды, вот например, построил человек дом, и говорит: «Я построил» - хотя он лишь изыскивал средства, кирпичи клали и стены штукатурили руки других людей. Скажи человеку, об этом, что строил-то не он, а другие, и вы его обидите. Руководитель вправе, без тщеславия и высокомерия, конечно, считать заслуги своих подчинённых своими заслугами, как и их недоработки. Что я хочу этим сказать? Я хочу сказать, что многое из того хорошего и правильного (не столько для нас лично но, особенно, для нашего дела), к чему мы так привыкли и считаем вполне естественным, без владыки Димитрия было бы невозможным.

Всякий, кто в той или иной степени был руководителем, знает цену человеческой благодарности, а если пока пребывает в блаженном неведении, то у него ещё всё впереди. Сейчас стало, как-то модно ругать власть. Один человек рассказывал о каком-то частном застольном мероприятии в 90-е годы, где в беседах за бутербродами с икрой обсуждалось, как плохо мы живём и, конечно же, ругалось правительство. Сейчас на дорогах городов стало тесно от личных автомобилей, что совсем недавно казалось немыслимым, а мы всё жалуемся на свой малый достаток и опять кого-то ругаем. Многие даже и не безосновательно вспоминают, как хорошо было раньше в советскую эпоху. В этом парадокс: что-то новое, приходя на место прежнему, приносит свои преобразования, но при этом всегда теряется что-то ценное из прошлого. Возникает противоречие двух крайностей в жизни человека, которое можно выразить двумя поговорками: «Хорошо там, где нас нет» и «что имеем, не храним, а, потерявши, плачем». Но, вообще-то, люди верующие, не имеют право относиться к вышестоящим, не просто сатирически-глумливо, но и просто непочтительно. Разве не об этом говорит апостол Павел, указывая христианам на необходимость повиноваться властям? А ведь это он о властях языческих!

В последнее время в интернете появились материалы содержащие информацию, порочащую честь и достоинство архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Говорится о том, что он суров и деспотичен, а также, что ему нет дела до студентов и преподавателей семинарии, что они живут в очень плохих условиях. Насчёт первого хочется вспомнить один фрагмент из архиерейской службы, где хор по-гречески поёт «Спаси господина!» - «Испола эти дэспота!», между прочим, скажу по-секрету, это поётся уже давно и не только в Тобольско-Тюменской епархии. Архиереи в Церкви имеет полноту власти – и это краеугольный камень, на котором держится Церковь в веках. Конечно, я знаю, что краеугольный камень – это Христос, но от него благодать преемственно передаётся епископам, а от них священникам, диаконам, всему народу Божию. Верую в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Раскачивать это основание – значит идти против Бога, а не против человека. Для ученика Христа цель не оправдывает средства. Если кто-то считает, что епископ превысил свои полномочия (кому-то, наверное, хотелось, чтобы в церковном праве появилась такая уголовная статья) пойди «повеждь Церкви», а не Интернету. Даже император-гонитель Траян запрещал принимать к рассмотрению против христиан выкрики толпы, требуя, чтобы конкретный обвинитель, называя себя, заявлял, что он имеет против другого человека и предъявлял доказательства, ведь в случае неподтверждения обвинения наказание падало на обвинителя. Но видимо, суду Интернета (заметьте, это слово принято писать с большой буквы!) христиане теперь доверяют больше, чем суду Церкви. Наверное, и чувство, возникающее от удовлетворения своих амбиций, христианами будет восприниматься скоро как «благодать божия». Поистине, праведность наша, в таком случае, будет истинно фарисейской, то есть антихристовой.

Адавайте вспомним, за что обвиняли Господа нашего Иисуса Христа. Наверное, обвинения были вымышленными? Да нет же, говорили, что он не соблюдал субботу, исцеляя больных, говорил о разрушении и трёхдневном восстановлении храма. Евангелисты говорят, что на суде приходили лжесвидетели, но почему лжесвидетели, ведь всё это была правда? Потому лже-, что они подавали факты выставляя их в том свете, какой был необходим судьям, заранее решившим произвести обвинительный приговор. Конечно, при этом не обошлось без нарушений – суд ночью производить запрещалось законом, есть прямой запрет Торы не раздирать на себе одежду первосвященнику, но какой там закон! Не существует факта вне его интерпретации. Вот поэтому те «свидетельства», которые предлагаются в объяснение негативной позиции анонимных авторов по отношению к владыке Димитрию, можно считать лжесвидетельствами. Да и вообще подло. Что подло? Во-первых, почему не говорили раньше, а только сейчас; во-вторых, зачем через интернет, есть ведь почта и адреса известны; в-третьих, почему анонимно, не по римскому праву, не по-мужски как-то, а может быть… авторы это женщины? Да нет…

Ипоследнее, главное, что хотел сказать, насчёт московских чемоданов и того, что архиерей безразлично относится к проблемам семинарии. Однажды, курсе на третьем Тобольской Духовной семинарии я поехал с владыкой в Москву, моей задачей было приобрести для семинарии комплект звукоусиления для сопровождения многолюдных богослужений, чтобы служба была слышна на улице (в Тюмени это было тогда сложно приобрести). Я сделал необходимые покупки, ближайший КАМаз из епархии, загружая софринский церковный товар, должен был взять и это оборудование. Перед отлётом в Тюмень владыка заехал в магазин, где продавались сладости, и купил большую сумку «Помадки» и других сладостей для того, чтобы раздать студентам – не помню на масленице или по другому случаю. Помню только, что сумка была очень тяжёлая, и мы тащили её с владыкой вдвоём в салон самолёта, чтобы не помялись коробки в багажном отделении. Я знал, что с КАМазом эта сумка приехать не успеет к необходимому сроку, поэтому понимал, зачем мы надрываемся… Кто-то скажет мелочь, а для меня тогда это стала важная черта личностного портрета.

Читатель может подумать: дело ясное заказная статья. Так вот: два с половиной года назад, меня настоятеля прихода, который служил на своём приходе пять лет, построил своими руками, дом священника, почти закончил дом причта с воскресной школой переводят на другое место в другой город против моей воли – это было очень непросто по многим причинам. Можно было бы и обидеться, но, перетерпев сложности расставания с приходом, устройство на новом месте, сохранив мир душевный, я свидетельствую, что в послушании Церковной власти есть ВАЖНЫЙ смысл, особенно для священника, смысл, который постигается после, если пройдёшь испытание. Если даже приходиться чем-то пожертвовать, то потом обретёшь. Конечно я о послушании внутреннем, а не о внешнем «смиренничестве». Если внутри себя человек бунтует, то он не смирился, а значит, для Бога нет места, как в душе, так и в поступках.

священник Григорий Мансуров председатель издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter