Печать
Просмотров: 4109

ДУХОВНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕРКОВНОЙ

Вобсудить на форуме 1911 году, когда в Церкви активно дискутировался вопрос о реформе духовных школ, преподаватель Московской Духовной Академии, будущий священномученик епископ Илларион (Троицкий), особенно настаивал на том, что «духовная школа должна быть церковной».

В то время наметилось резкое расслоение церковного и светского общества, и разные люди церковность понимали по-своему. Многие люди под церковностью подразумевали лишь строгое следование правилам внешнего благочестия - благоговейное неспешное совершение богослужения, почтение к священноначалию, любовь к молитве, соблюдению постов и посещению храма Божия. Другие, революционно настроенные люди, под церковностью понимали активное участие Церкви в решении острых социальных вопросов: бедности, неравенства, войны, мира и др.

Октябрьский переворот не позволил осуществить реформу духовных школ. В советский период истории Церкви, при внешнем агрессивном диктате властей, вопрос о реформе не мог быть поставлен. Задача состояла в том, чтобы выжить трем уцелевшим на всей территории СССР духовным школам. Лишь после «перестройки» Церковь получила возможность продолжить совершенствование образовательного процесса в духовных учебных заведениях.

Наверное, никто не станет возражать, что призыв священномученика Иллариона к церковности в духовных школах остается актуальным и для наших дней. Какой же смысл мы должны вкладывать в понятие церковности?

Преподобный Иустин (Попович), сербский святой ХХ века, пишет, что церковность предполагает «чувство личной за всё ответственности. Христианин знает: когда он падает, он с собой и других низвергает и увлекает, когда поднимается – и других поднимает…» В Церкви «каждый служит всем и все – каждому, каждый член живет и спасается с помощью всего тела Церкви, посредством всех членов Церкви, и земных, и небесных. То есть, нет никого чужого для тебя, всем ты обязан и всем ты служишь, чрез всех течет единая общая жизнь, и в каждом есть частичка тебя самого. В отличие от церковного человека, все идеи и вся деятельность нецерковного человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: утвердиться в своей самости, стать независимым и самостоятельным, как Бог».

Итак, если церковность предполагает чувство личной ответственности за всех и каждого, то нецерковность, светскость, даже при внешней добропорядочности человека, характеризуется равнодушным отношением к ближним, соперничеством, эгоистичным самоутверждением, паразитированием на слабостях других людей. В советский период, до поры до времени, коллективизм, помимо открытого насилия, поддерживался тем духовным потенциалом церковности, который был накоплен за всю историю Православия на Руси. Потому мы смогли победить в Великой Отечественной войне, первыми покорить космос, но через три поколения воспитанных на безбожии людей этот запас церковности почти полностью исчерпался. Теперь мы пожинаем горькие плоды безбожия, когда каждый человек начинает восприниматься не как друг, товарищ и брат, а только как деловой партнер или конкурент. Например, как вспоминает о себе митрополит Антоний Сурожский, пока он не уверовал во Христа, он видел в каждом человеке своего соперника, конкурента, потенциального врага, только после встречи с Христом он смог увидеть в другом человеке, даже в недруге или человеке совсем незнакомом, своего брата. Не случайно в Церкви священник во время проповеди обращается к прихожанам: «Братья и сестры!».

Древний христианский писатель Тертуллиан пишет, что диавол – это обезьяна Бога, то есть лукавый дух всё то доброе, что заложено Творцом в человека, коверкает, извращает. Так в советское время живое чувство церковности было подменено безликим коллективизмом. Обманом и насилием создавались коммуны, колхозы, где девизом был, как бы в издевку над церковностью: «Один за всех и все за одного». Но в коммуне, колхозе человек – это всего лишь винтик социальных отношений, он перестает быть живой инициативной творческой личностью. Не потому ли после распада Союза и упадка экономики, у нас появилось 30 миллионов безынициативных крепко пьющих мужчин, 6 миллионов наркоманов, из которых 100 тысяч человек в год гибнут от передозировки наркотиков. А в целом страна ежегодно без войны теряет почти миллион человек.

На католическом и протестантском Западе, где церковность оскудела намного веков раньше, агрессивному безликому коллективизму противопоставлен индивидуализм. По неписаным постулатам индивидуализма, человек – это свободная личность, и никто - ни отец, ни мать, ни священник, ни преподаватель, не вправе вмешиваться в его личную жизнь, он должен сам отвечать за свои поступки. Но индивидуалисты не учитывают степени действия в человеке первородного греха и то, что в одиночку с грехом никак не справиться. Как учит святитель Амвросий Медиоланский, грехи человеку отпускаются по молитвам всей Церкви. Все люди постоянно нуждаются в помощи друг друга. Для этого все православные христиане каждую неделю собираются в Церковь на Богослужение, молятся за себя и друг за друга, постятся, каются в своих грехах, выражают свое почтение к священникам, берут у них благословение на творение добрых дел. Когда у большинства русских людей будет возрождено чувство церковности, тогда без труда будут решены все социальные и демографические проблемы.

Вот к этому живому чувству церковности должны в первую очередь приобщаться студенты в духовных школах. Только при таком условии все богословские научные знания, которые приобретаются в семинариях, станут, если можно так выразиться, твердо конвертируемой валютой, при помощи которой можно, по слову Божию, горы передвигать. Без живого чувства церковности, вся масса приобретаемых в семинарии знаний превращается в обуявшую соль, которую выбрасывают вон, на попрание людям. Итак, при нынешнем реформировании духовных школ, учитывая горький опыт прошлого, не будем забывать руководствоваться в первую очередь словами священномученика Иллариона (Троицкого): «Духовная школа должна быть церковной!».

Игумен Маркелл (Павук)
Тобольская Православная Духовная Семинария

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter