Развитие ВITE-модели.

    В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент неразрывно связан с двумя другими. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Стивен Хассен добавляет к модели Фестингера четвертый, не менее важный компонент — контроль информации, который ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора для удобства называют аббревиатурой BITE (B — поведение, I — информация, T — мысли, мышление и E — эмоции).

I. Контроль поведения

    Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется работа, которую необходимо делать[120].

    Контроль поведения – это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека. Он состоит из трех основных компонентов.

    1. Регулирование физической реальности. Члену культа обычно предписываются строгие правила жизни, которые определяют где, как, и с кем живет и общается человек. Внешний вид члена группы также регулируется определенными правилами. Руководство строго следит за тем, какую одежду, прическу носит человек и какие выбирает цвета.

    Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.

    Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека… Голодом могут сорваться выработанные социальные задержки, под его влиянием могут совершаться всякого рода преступления. В нервном аппарате, обеспечивающем питание, мы имеем принудительный механизм, который своим автоматическим действием оказывает могущественное влияние на человека… Надо оговориться, что голод получает безраздельное господство над психикой лишь в том случае, если пищевое возбуждение приобретает доминантный характер и не сталкивается с побуждениями более сильными»[121].

    У голодного все обычные интересы отступают на задний план, кажутся мелкими. Ему все напоминает о еде, и голодом определяются все его действия.

    Влияние голода на сознание заключается в следующем:

    1. Если человек очень голоден, то репродукция представлений может всецело определяться голодом. Голодный думает только о еде и не станет читать интересной книги, и не будет наслаждаться прогулкой. Все построение представления тормозится, а представления о еде принимают навязчивый характер. Голод включает одни ассоциации и выключает другие.

    2. При ощущении голода восприятие и внимание становятся односторонними. Сытый человек проходит мимо выставленных в окне съестных припасов, не замечая их, а голодный, наоборот, не останавливает внимания ни на чем, кроме еды; из внешних раздражений он ловит те, которые касаются его насущного влечения и способов его удовлетворения.

    3. Голод ставит перед сознанием цель – изыскание способов удовлетворения. Сообразно с этой целью происходит отбор ассоциаций – возникают только представления, связанные с едой, и никакие другие представления и мысли в голову не приходят. Сознание сужается, и теряется способность оторваться от узкого круга представлений, вызванных влечением. Мысль приковывается к поставленной цели и работает до тех пор, пока задача не разрешена.

    4. Суждения приходят в зависимость от влечения. От голодного человека нельзя требовать объективности[122].

    Также могут накладываться ограничения и на продолжительность сна. Сон играет очень важную роль в жизни человека, манипуляции сном могут оказать огромное влияние на всю его жизнедеятельность. Отказ от сна или его сокращение поощряется под маской духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел. Например, секта «Аум Синрике» практикует длительный отказ от пищи и сна, чтобы заставить адептов подчиняться приказам. Известно, что последователи Сёко Асахары в результате культовой обработки не отдавали себе отчета в том, что они совершают преступления[123]. Последователям Иоанна Береславского (Вселенская церковь Божией Матери преображающей) спать разрешается три-четыре часа, не раздеваясь и только на полу, через каждый час, вставая на пятнадцатиминутное бдение[124].

    Лидеры культов стремятся держать своих последователей в финансовой зависимости, что делает последних более управляемыми. Например, «работникам» центра Дианетики выдается небольшая сумма денег на карманные расходы, а для того чтобы получить новую одежду, они должны писать прошение на имя руководства организации.

    Время на досуг, развлечения, отпуска и каникулы у адептов деструктивных культов сокращено до минимума или отсутствует вообще. Над временем и деятельностью людей осуществляется жесткий контроль, члены группы подчинены рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: Лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания. Такая перегрузка способствует понижению психологической защиты человека; понижает уровень внимания к окружающей среде; затрудняет способность критически оценивать группу; может вызвать трансоподобные состояния, при которых человек более подвержен внушению. Все это способствует навязыванию комплекса из новой доктрины, целей и определений, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

    2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. Индоктринация — это одно из универсальных (не только в религиозном смысле) психотерапевтических средств. Иначе говоря, это обычное просвещение, то есть более или менее навязчивое знакомство человека с картиной мира, которой придерживается данная конфессия. Психотерапевтический смысл просвещения опирается на тезис: как человек представляет себе мир, так он к нему и относится. Главное средство индоктринации — это проповедь категоричная и безапелляционная.

    3. Выработка покорности и зависимости. Члены культов для принятия важных решений обязаны спрашивать позволения у лидера. Старшие должны ставиться в известность обо всех мыслях, чувствах и действиях подчиненных им людей. Проявления индивидуальности не одобряется, все члены культа должны мыслить и действовать в рамках официальной идеологии движения. Многими культовыми группами практикуется составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля над своими членами. Свидетели Иеговы формируют такие группы для проповеди на улицах и по домам. Обычно пара состоит из опытного (давнего) и неопытного (новообращенного) последователя движения. В культах поощряется доносительство лидеру о людях, чьи мысли и поступки отклоняются от групповых норм, в результате чего поведение личности контролируется всей группой.

    Огромную роль в формировании человека с покорным характером играет система поощрений и наказаний. Оформленная в виде пирамиды структура культов позволяет лидерам навязывать жесткую систему поощрений и наказаний, за все виды поведения. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением по должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение наказываются выговором, понижением по должности или поручением черной работы вроде мытья туалетов.

    Можно формировать поведение почти любого существа. Можно обучать птиц. Можно формировать поведение рыб. Психологи обучали крошечных детей движением руки гасить и зажигать свет в комнате. Одним из результатов занятий по формированию поведения, особенно если они приносят обучаемому успех, является увеличение продолжительности внимания; фактически этим формируется продолжительность участия[125], при этом формирование поведения может протекать абсолютно не заметным для субъекта, на которого оказывается влияние. Для обучения человека какой либо модели поведения, также как и при дрессировке животных, используется «положительное или отрицательное подкрепление». Оно может быть словесным, тактильным или любым другим, лишь бы оно нашло отклик в душе человека и благосклонно принималось. Если подкрепление нравится человеку, он обычно изменяет свое поведение с целью получить его вновь, даже в том случае, если данное поведение является актом агрессии в адрес дающего подкрепление[126].

    Наглядным примером изменения поведения при помощи положительных подкреплений может служить изучение публикаций Сторожевой Башни свидетелями Иеговы. Обычно изучение проходит в очень скучной атмосфере, на занятиях разбирается несложный материал, заранее просмотренный дома. Один из членов общины зачитывает в слух статью, слушатели в этот момент следят за чтением по имеющемуся у них тексту. По прочтении материала слушателям предлагается отвечать на вопросы, приведенные в конце статьи. Задача отвечающих заключается в том, чтобы найти нужные ответы в тексте, поднять руку и зачитать несколько фраз из публикации или пересказать их близко к тексту. Обсуждение статьи, споры и вопросы, даже если они соответствуют тематике, не поощряются. Если слушатель все делает правильно, то получает одобрение (положительное подкрепление своего поведения) как в момент изучения публикации, так и после собрания в индивидуальном общении со старейшинами. Положительные подкрепления сами по себе не представляют собой ничего экстраординарного и довольно часто встречаются в обыденной жизни, но они очень эффективны. Изучение публикаций всегда проходят по одному и тому же сценарию, разбирается знакомый материал, слушатель не имеет возможности обсуждать статью, но, не смотря на это, все внимательно слушают чтение и активно отвечают на вопросы. В процессе таких изучений человека постепенно обучают не обсуждать содержание публикаций и принимать все написанное за истину.

    Одним из мощных видов положительного подкрепления является «бомбардировка любовью». Когда новичок попадает в теплую атмосферу любящих его друзей. Большинство людей попавших в секты были привлечены благодаря этому приему.

    Наиболее сильное влияние на человека оказывают отрицательные подкрепления, особенно если в их качестве используются такие резко неприятные стимулы, которые вызывают истинный страх и даже ужас. В лабораторных условиях психологи обнаружили феномен названный «выученная беспомощность». Если животное обученное избегать неприятного стимула, такого как удар электрического тока, при помощи нажима на рычаг или перемещения в другую часть клетки, поместить в среду, где нет абсолютно никаких способов избежать удара тока, оно постепенно прекращает все попытки отделаться от неприятности. Оно становится полностью податливым и пассивным, и может лежать, получая наказания, даже тогда, когда снова появляется путь к свободе. Животные в таких условиях обычно погибают, а люди оказываются более стойкими. Если человек подвергается строгой изоляции и неизбывному страху или боли, и если эти неприятные стимулы в последующем используются в качестве отрицательного подкрепления, то в тех случаях, когда человек может избегнуть или прекратить их действие, изменив поведение, некоторые люди идут на любые уступки, начиная делать абсолютно все, чтобы избежать отрицательного подкрепления[127]. Доказательством этого служат случаи, когда заложники участвовали в совершении преступлений в месте со своими похитителями с оружием в руках.

    Канадский художник и писатель Джеральд Армстронг более двенадцати лет был членом Сайентологического культа. После ухода из организации он начал рассказывать правду о том, что происходит в нутрии этого движения. «Я испытал на себе саентологическую систему наказаний – Отряд реабилитационных проектов, - пишет он. Мы называли его саентологическим ГУЛАГом. В нем я провел 17 месяцев. Правила поведения там таковы: вы не имеете права ни с кем разговаривать, только отвечать на вопросы; если что-то приказывают, исполнять приказание следует бегом; ходить нужно в специальном черном комбинезоне; нельзя читать газеты, слушать радио, смотреть телевизор. Ваш срок пребывания совершенно не определен во времени. Едите вы только объедки, остающиеся от остальных. Время сна ограничено. 10 часов в день вы заняты самой грязной работой. Треть часов в день посвящается проверке на социальную безопасность. Этот саентологический термин означает допросы с использованием детектора лжи.»[128].

    Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, называется стимулом. Некоторые стимулы способны вызывать реакции без какого-либо обучения или тренировки: мы вздрагиваем от громкого звука, моргаем от яркого света, нас тянет в кухню, когда до нас доносится аппетитный запах; животные поступают точно так же. Такие звуки, свет и запахи называются безусловными, или первичными, стимулами.

    Другие стимулы заучиваются благодаря ассоциации. Сами по себе они могут ничего не значить, но становятся выделяемыми сигналами для поведения; сигналы светофора заставляют нас стоять или идти, мы вскакиваем, чтобы снять трубку зазвонившего телефона, на шумной улице оборачиваемся, услышав свое имя и т.д., и т.д. Ежедневно мы отвечаем на множество выученных сигналов. Они называются условными, или вторичными, стимулами.

    Хозяин собаки на дрессировочной площадке, сержант, занимающийся строевой подготовкой со взводом новобранцев и сайентолог, заставляющий клиента повторять упражнение сначала, в равной мере стремятся сделать в основном так, чтобы обучающиеся повиновались командам, которые в действительности являются условными сигналами. Дело не в том, что собака может сидеть, человек останавливаться или начинать упражнение вновь, а в том, что это делается четко и по команде. Повиновением называется — не просто выполнение любого действия, но гарантия того, что любое действие будет выполнено по сигналу. Психологи называют это поставить поведение под контроль стимулов[129].

    Именно полное повиновение руководству или руководителю организации со стороны ее приверженцев и представляет наибольшую опасность.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter