Основные модели деструктивного контроля сознания.

    После того, как человека втянули в культ, начинается психологическая обработка нового адепта. Чтобы обработка проходила успешно, параллельно происходит отрыв адепта от семьи и разрыв всех его социальных связей. Свидетели Иеговы рекомендуют своим адептам разрывать отношения с друзьями и любимыми, если последние не разделяют взглядов Общества Сторожевой Башни. «Я близко подружилась с мальчиком, который был неверующим, - пишет одна юная особа, - однако я поняла, чтобы вообще иметь какие-то взаимоотношения с Иеговой, я должна порвать с этим человеком»[100]. Так, адептам указывается: «... смело встреться с человеком, которым ты увлекся, и будь честен. В общественном месте - а не наедине и не в интимной обстановке - прямо и твердо дай человеку понять, что ваша дружба закончилась»[101]. Причем порвать отношения необходимо раз и навсегда. Сделать это будет очень больно, зато Иегова возрадуется. В результате, «религиозная организация и люди, ее представляющие, в какой-то степени начинают занимать место семьи... Они связывают человека, вместо того чтобы оставить его свободным, и человек начинает поклоняться не богу, но группе, которая претендует на то, чтобы говорить от его имени»[102].

    Одновременно с усилением социальной изоляции адептов, усиливается и психологическая обработка, направленная на разрушение способности критически воспринимать учение секты и ее практические действия.

    В настоящее время разработано несколько моделей того, как в сектах осуществляется деструктивный контроль сознания. Рассмотрим две наиболее известные и признанные большинством специалистов.

Восемь приемов контроля сознания Р. Лифтона.

    После долгого исследования Робертом Лифтоном была разработана психологическая теория тоталитаризма. В своей книге «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида», Лифтон пытался объяснить психологические механизмы, сделавшие из профессиональных врачей профессиональных убийц. Проведенные им исследования позволили ему понять, как психологически здоровые люди, интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут стать фанатиками движений, идеология которых прямо противоположна их бывшим убеждениям. Такое резкое и глубокое изменение личности является результатом специфической реакции человеческой психики на чрезвычайное групповое давление и манипулирование основными человеческими потребностями. Лифтон назвал это явление «удвоением». «Удвоение заключается в разделении системы собственного «я» на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, «частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых – психологически – условиях. Новое частичное «я» действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты. При удвоении две «личности» знают друг о друге, и все-таки действия «злой» половины не имеют никаких моральных последствий для того «я», которое не несёт на себе зла. В Аушвице врач мог через удвоение не только убивать и осуществлять вклад в убийство, но и молча организовывать в интересах этого зловещего процесса всю структуру своего «я», все аспекты своего поведения. Таким же образом, как показывает опыт «Народного храма», «Белого братства» и ряда других сект, человека можно подвести к почти бесконфликтному принятию идеи самоубийства»[103].

    Необходимо отметить, что феномен «удвоения» возникает только у взрослых людей и является защитной реакцией сознания на ситуацию, когда человек оказывается на грани выживания (например, жертва концлагеря, солдат на войне, человек, перенесший какую-либо серьезную катастрофу). Опыт работы психологов с бывшими узниками концлагерей и ветеранами войн говорит о том, что эффект «удвоения» не проходит бесследно для психики человека, налагая на нее печать нарушения и отхода от нормы. По оценкам специалистов, руководители тоталитарных сект искусственным путем с помощью психологических манипуляций создают условия, при которых у адептов сект возникает этот же феномен. Затем они используют его лабильную психику в своих целях.

    Впрочем, по мнению Лифтона, не смотря на все изменения, произошедшие в психике человека в результате «удвоения», он еще может вернуться к нормальной жизни, однако при условии, что его личность изначально была сформирована в обычной социальной обстановке. Таким образом, у нас есть все основания для эффективной помощи жертвам деструктивных культов[104].

    Модель «промывания мозгов» разработанная Лифтоном считается классической и содержит восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:

    1) Контроль окружающей обстановки (среды). Предусматривает жесткое структурирование окружения, регулирование общения и контроль информации. Сюда входит не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений постепенно начинающих управлять его поведением.

    2) Мистическое манипулирование. Специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события[105]. Всем культовым институтам придается атмосфера великой тайны и божественности. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением Святого Духа».

    3) Требование чистоты. Предполагается, что все лежащее за пределами культа грязно, «духовно невежественно», а значит должно игнорироваться адептами. Устанавливаются невыполнимые стандарты поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя скверно и работает еще усерднее[106].

    4) Культ исповеди. Несмотря на то, что обряд исповеди смягчает душевные переживания, снижает вероятность рецидивов «греховного» поведения, он порождает зависимость от тех, кто приносит облегчение страданий и отпускает грехи. В деструктивных культах он направлен скорее на порождение чувства вины[107]. Обязанностью делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам, разрушаются границы личности. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а используется в целях контроля[108].

    5) «Святая наука». Объявление своих догм абсолютной, полной и вечной истиной, что поднимает их на «Священный уровень». Любая информация, которая противоречит этой истине, является враждебной.

    6) «Зарядка» или «Передергивание» языка. Все деструктивные культы тщательно разрабатывают и развивают идиосинкразическую терминологию, которая используется, чтобы быстро и упрощенно отвечать на любые сомнения и затруднительные вопросы. Также этот специальный клишированный словарь внутригруппового общения устраняет саму основу самостоятельного и критического мышления. Кроме этого, язык помогает сектанту «во первых, выразить понятия чуждые его родному языку; во вторых, он создает в кругу посвященных чувство тайного общества; в третьих, он служит преградой для непосвященных, которым приходится «учить язык», прежде чем они смогут вступить в группу; и, наконец, он помогает сектантам ограждать себя от «мирских» людей»[109].

    7) Доктрина выше личности. Этот метод является естественным следствием «священной науки» и предполагает, что личный опыт не отвергает «факты» в том виде, как они объясняются доктриной[110].

    8) «Освобождение от существования» или «разделение существования». Согласно Лифтону, тоталитаристское окружение проводит четкую грань между теми, чье право на существование может быть признано, и теми, кто такого права не имеет, т. е. «цель оправдывает любые средства»[111].

    Психологи, придерживающиеся данной модели, утверждают, что для достижения эффективного контроля над сознанием деструктивные культы используют каждый из восьми приемов[112].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter