Мышление.

    Мышление, согласно Юнгу, представляет собой, «одну из четырех основных психологических функций. Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это есть апперцептивная деятельность, как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность…»[11]

    Философский энциклопедический словарь говорит о мышлении как о высшей форме «активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем»[12].

    Психологический словарь определяет мышление как «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. … Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, к-рые являются, не, только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоция, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий. … В межличностных отношениях мышление выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другого человека. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей другого человека, стиле его мышления, о том, что он думает о субъекте мышления, и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом, и т. д. Мышление включено и в структуру воздействия на другого человека, как в условиях кооперации, так и в условиях конфликта. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. Знания (обобщения) могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач (общие методы решения). Сама мыслительная деятельность может выступать как совместная, коллективная. Общение необходимо предполагает обобщение. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру к-рого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме…

    Особую роль в развитии мышления ребенка играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания»[13].

    Знаменитый русский физиолог И.П. Павлов говорит, что «мышление – до известного пункта ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, состоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций»[14].

    Как видно из приведенных определений, мышление понимается учеными по-разному. Но во всех случаях под мышлением подразумевается живой психический процесс, включенный в непрерывное взаимодействие человека с миром[15]. Оно выступает прежде всего как процесс анализа, синтеза и обобщения, посредством которых человек решает задачи или проблемы. В ходе такого процесса формируются и развиваются все основные качества мыслящего субъекта, в том числе умственные способности[16].

    Иногда мышление определяется философами как отражение действительности в сознании человека. Сознание мыслится как некое зеркало, в которое смотрится наше Я. Однако этот подход не продуктивен. Если под отражением понимать получение информации, то это составляет примерно лишь 10% умственной активности, которая обеспечивает принятие решения[17].

Сознание.

    «Ключевое понятие психологической науки – сознание – имеет едва ли не сотню разных и противоречащих друг другу значений… В итоге любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую и беспощадную критику, т.к. не может соответствовать всем популярным значениям этого понятия» [18]. Еще в XIX веке сознание считалось самым запутанным словом в человеческом словаре[19]. Не смотря на серьезные достижения сделанные психологами в разных областях науки единого и исчерпывающего мнения о том, что такое сознание человека нет. «Ученые часто говорят о сознании, не только не определяя его, но, даже не соотнося со смежными понятиями» [20]. Главная загадка психологии – загадка сознания – и по сей день остается нераскрытой.

    Споры о сознании малопродуктивны, поскольку сам термин «сознание» омонимичен, противоречив и плохо определен. В.В. Налимов цитирует Дж. Рея, попытавшегося проанализировать все употребления слова «сознание» и пришедшего к выводу: «Нет ясного смысла, который можно было бы связать с этим словом в терминах какого либо реального феномена в мире» [21].

    Не смотря на это, приведем несколько наиболее интересных определений сознания.

    В кратком философском словаре сознание определяется как «высшая форма отражения объективной реальности свойственная человеку» [22].

    Более развернутое определение сознанию дается Советским Энциклопедическим словарем. «Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. В марксистской философии сознание рассматривается как осознанное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Сформировалось на основе и в процессе общественной практики. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной» [23].

    Карл Густав Юнг под сознанием понимает «отнесенность психических содержаний к нашему эго, поскольку ЭГО ощущает эту отнесенность, как таковую. Отношения к эго, поскольку они, как таковые, им не ощущаются, остаются бессознательными. Сознание есть функция или деятельность, поддерживающая связь между психическими содержаниями и эго. Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика представляется мне совокупностью всех психических содержаний, из которых не все непременно связаны прямо с эго, т. е. настолько отнесены к эго, что им присуще качество сознательности. Есть множество психических комплексов, из которых не все, по необходимости, связаны с эго» [24]. Также он считает, что «сознание ведет свой род от бессознательной психики, которая старше сознания, и которая функционирует в последующем либо вместе с сознанием, либо вопреки ему» [25].

    В философском энциклопедическом словаре сознание определяется как «одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувств и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая языки др. знаковые системы), приобретая форму идеального. Сознание включает аксиологический, ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности — философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Сознание включает отношение субъекта, как к этим ценностям, так и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания, которое также имеет социальную природу. Познание человеком самого себя становится возможным благодаря его способности, соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения» [26].

    Наиболее развернутое определение «сознанию» дает психологический словарь. «Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. …. Сознание характеризуется: активностью; интенциональностью; способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно —оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). … По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин психических функций» и т. д.),либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). … На протяжении веков проблема сознания является ареной острой идейно-теоретической борьбы, в которой естественнонаучный материалистический подход противостоит религиозно-идеалистическим концепциям» [27].

    К сожалению, все попытки психологической науки объяснить, что представляет собой сознание, не увенчались успехом. Различные психологические школы пытались подступиться к этой проблеме с разных сторон и проводили необычайные по своей изобретательности эксперименты. Но все усилия ученых оказались тщетны, в лучшем случае исследователи признают свое бессилие разгадать тайну человеческой антропологии, в худшем сознание вообще отвергается как явление. Подавляющее большинство справочных и учебных пособий советского периода основывается на «достижениях» школы Рубинштейна. В постсоветское время, когда государство не ищет подтверждения своим идеологическим позициям в исследованиях ученых, и не требует от них развития науки в определенном русле, начали меняться и подходы к изучению проблемы сознания. Не удивительно, что именно в этот период В.М. Аллахвердов провозгласил: «Сознание как эмпирическое явление, как переживаемый всеми факт непосредственной данности (самоочевидности) не имеет научного обоснования. Это субъективное переживание не получает и не может получить самоочевидного объяснения. Сознание не выводимо непосредственно ни из окружающего нас и сознаваемого нами мира, ни из внутренних глубин, принципиально сознанию недоступных. Явление сознания нельзя вывести ни из структуры нервной системы, ни из законов ее функционирования. Еще менее вероятно вывести сознание из законов генетики или молекулярной биологии. Оно также не имеет обоснования с точки зрения полезности для организма. Феномен непосредственной данности ни достаточен, ни необходим для процессов социального взаимодействия – во всяком случае, из этих процессов не выводим. Он не выясняется при анализе содержания того, что воспринимается как самоочевидное, и не объясняется законами трансформации этого содержания. Изучение случаев патологических нарушений сознательной деятельности также не может привести к пониманию этого феномена. Сознание не имеет никаких аналогов в технических системах – все они лишены чувства самоочевидности» [28]. Таким образом, тайна сознания для психологии и по сей день остается тайной.

    Но, не смотря на необъяснимый характер сознания, психологам удалось выявить некоторые его особенности, которые будут полезны для понимания механизмов управления поведением человека.

    1. В сознании человека отражается окружающий его мир.
    2. Сознание каждого индивида уникально.
    3. Одним из основных инструментов познания и анализа этого мира является мышление.
    4. Сознание тесно связано с речью.
    5. Сознание человека определяет его практическую деятельность.
    6. Сознание включает в себя отношение субъекта к различным ценностям (аксиологический аспект).
    7. Сознание можно рассматривать, как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов.
    8. Сознание обуславливается внешними факторами: окружающим миром, физиологическими и социальными процессами[29].
    9. То, что человек осознает, то во многом зависит от его предположений, а так же от того, какую задачу он в данный момент решает[30].
    10. Психические и сознательные процессы тесно связаны с работой мозга[31].

    В данной работе «сознание», будет пониматься не в религиозном и философском, а в медицинском аспекте, как совокупность психических процессов, включающих в себя мышление, речение, ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, волю и память[32], которые формируют в душе человека образ окружающего мира и поведение индивида. Сознание как явление будет пониматься как эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя, как выраженная в словах способность испытуемого отдавать себе отчет в том, что происходит[33].

    Среди некоторых российских психологов (преимущественно ленинградской школы) наблюдается стремление не включать чувства, влечения и эмоции в состав психических процессов. Это связано с тем, что они склонны рассматривать и чувства и влечения и эмоции в рамках такой психологической категории как психические состояния. Однако тем, кто стремиться изъять эмоциональную составляющую, при анализе психических процессов полезно было бы напомнить слова, сказанные В.С. Дерябиным во время его публичной лекции еще в 1927 году.

    «Интересные данные для выяснения работы головного мозга принесло изучение новой болезни – летаргического энцефалита. Здесь нередко оказывается изолированное поражение эмоционально-волевой сферы. Экспериментально-психологическое исследование показывает, что с интеллектом у больного дело обстоит нередко благополучно, но у него нет ни тоски, ни радости, ни гнева, ни надежды и нет целей. Получается живой труп. Этот естественный эксперимент с особенной яркостью показал, что движущей силой являются эмоции, что интеллект сам по себе бесплоден. Ум, освобожденный от влияния эмоций, похож на механизм, из которого вынута пружина, приводящая его в действие. Разум – только рабочий аппарат» [34].

Психические процессы     Именно основываясь на исследованиях В.С. Дерябина, мы в данной работе придерживаемся следующей классификации психических состояний.

    Проанализировав оба понятия «сознание» и «мышление» становится очевидным, что термин «сознание» гораздо шире и состоит из множества процессов и функций. «Мышление» в свою очередь, является составной частью сознания. Таким образом, употребление понятия «реформирование мышления» ограничит нас в описании методик манипулирования личностью, воздействием деструктивных культов только на мыслительные процессы человека, оставив вне поля зрения такие важные аспекты как речение, ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, волю и память.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter