Печать
Просмотров: 4084

ТЕРПЕНИЕ И МОЛИТВА – ОСНОВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Д пятую неделю Великого поста Святой Православной Церковью установлено совершать память преподобной Марии Египетской. Для чего это необходимо? Вступая на поприще поста, мы неминуемо начинаем ощущать в себе внутреннюю борьбу. Немощная плоть кричит нам о жалости к себе; страсти и похоти, сдавленные скудостью удовольствий, вопиют о своем удовлетворении. К тому же добавляются и житейские неурядицы. Мы становимся раздражительны и вспыльчивы. И вот для поддержания наших сил в этой борьбе за свою душу и установлено Церковью воспоминать сегодня события жизни преподобной Марии Египетской. Дабы ее примером, и мы устремлялись по этому спасительному пути жизни.

    Преподобная Мария родилась в Египте в начале 6 века. Двенадцати лет от роду она покинула своих родителей и предалась распутной жизни, полной утех и наслаждений. Много грехов совершила она сама и многих совратила с истинного пути. Через 17 лет такой жизни она случайно попала в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Увлеченная толпою паломников, Мария хотела войти в храм, но сила Божия воспрепятствовала ей. Вторая и третья попытка так же не увенчалась успехом. Остановившись в недоумении, она стала размышлять о причине случившегося. Вспомнила всю свою жизнь и, наконец, в ужасе осознала, насколько глубоко она пала. С плачем стала она молиться у иконы Божией Матери и просить о прощении своих грехов. Долго она плакала и, наконец, в нерешительности опять попыталась войти в храм. И вот эта невидимая сила больше не препятствовала ей. Господь, любящий праведников и грешных милующих принял покаяние своего создания. В радости она облобызала древо Честного Креста Господня. На следующий день Мария причастилась Святых Христовых Тайн и удалилась в Заиорданскую пустыню. 17 лет она провела в пустыне в подвиге сугубого поста и воздержания. Много слез источили ее глаза, много воздыханий вырвалось из глубины ее души. Часто она падала как бы замертво в изнеможении от борьбы с греховными помыслами. Ведь долгая распутная жизнь позволила страстям глубоко укорениться в слабой плоти. И, по ее словам, только непрестанная молитва, память о милости Божией и о глубине своего падения давали пищу для изнемогающей души. Помыслы разжигали страсти, а те, в свою очередь, старались увести душу от спасительного подвига. Конец же ее жизни был описан преподобным Зосимой. В пустыне он встретил не женщину, умирающую с голоду, а ангела во плоти. Молитва ее была настолько пламенна, что она даже поднималась над землей в своем устремлении к Богу.

    Что нам дает это повествование? Святые Божии были такими же людьми, как и мы. Они сталкивались с теми же искушениями, так же падали и порою унывали. Сейчас идет время Великого поста. «Терпением спасайте души ваши» (Лк.21,19), – говорит нам Господь. Продолжительность поста дает нам возможность, падая, вновь браться за орудие нашего спасения и навыком приучать себя к терпению. Милосердие Господне таково, что Он дает человеку еще и еще раз подыматься после своего падения, и ожидает, какой же плод принесет человек в конце своей жизни.

    В одном из патериков описан такой случай. Однажды к пустыннику пришел бес и начал его искушать. «Послушай, – говорил он, – вот ты уже стар, и немного осталось дней жизни твоей, а ты все сидишь здесь и терпишь свои скорби, иди, и хоть остаток жизни своей проживи нормально, как все люди». Подвижник же обрадовался и говорит: «Ну вот, осталось совсем немного, а я было запасся терпением еще на пару сотен лет». В ужасе бес бежал от таких слов.

    «Пост есть драгоценнейший дар нам Спасителя нашего, – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, – который Сам постился 40 дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценнейший для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. В нем человек истинно начинает ощущать силу Божию в самом себе, силу, которая помогает исполнять закон Божий». «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших, – говорится в апостольском послании, – чтобы оправдался закон в живущих не по плоти, а по духу» (Рим.8,4,26). Тем же, кто не в силах по немощи телесной, или душевной достойно совершать пост, подобает плакать и просить у Бога помощи для его совершения. «Невозможно, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – исполнить заповеди Господни, разве только через терпение и молитву».

    Поэтому, отцы, братья и сестры, будем любим Отца нашего Небесного, будем искать своего спасения, будем молить Всемогущего, Всеблагого и Человеколюбивого Бога нашего дать нам силы и твердое намерение достойно совершить оставшиеся дни поста. Чтобы и мы могли с очищенной совестью встретить день Светлого Христова Воскресения, а затем и день Славного Его Второго пришествия. Да сподобит и нас Господь по молитвам угодницы своей преподобной Марии Царствия Небесного со всеми святыми во веки. Аминь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter