Печать
Просмотров: 4653

МОЖНО ЛИ ГНЕВАТЬСЯ, НЕ СОГРЕШАЯ?

Вобсудить на форумео имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Bо время крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе рядом стояли и сострадали Ему только несколько человек – это Его Пречистая Матерь, любимый ученик - Иоанн Богослов и еще две женщины. Большинство же народа, в том числе Апостолы, которые видели чудеса исцелений больных и воскрешения умерших, «страха ради иудейского», разбежались, а некоторые люди даже хулили Христа, издевались над Его бессилием на кресте, взывая: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста…» (Мф. 27, 40).

    Что могла переживать и чувствовать в эти часы здесь у распятого Христа Его Пречистая Матерь? Чисто по-человечески смысл крестных страданий ни в чем неповинного Господа понять невозможно. Многим в этот страшный момент, когда даже солнце скрыло свой свет, могло показаться, что силы зла, силы ада восторжествовали. Но трудно представить, что могла поколебаться, хотя бы на минуту, вера во Христа у Его Пречистой Матери, Которая уже с трехлетнего возраста воспитывалась при храме Божием, хранила себя от всякого греха, сохранила девственную чистоту и чудесным образом, безсеменно, зачала и родила Христа Спасителя.

    Как учит святой Апостол Павел, крест лишь для погибающих безумие есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1,18). Во все времена были люди, которые сомневались в спасительной силе креста. Так, например, сектанты не почитают крест, считая его позорным орудием казни или только одним из христианских символов. Мы же, православные христиане, с благоговением и трепетом поклоняемся кресту. В наших церковных песнопениях мы именуем его красотой Церкви, язвой для демонов, хранителем всей Вселенной, нашей державой. Мы носим крест на груди, осеняем себя крестным знамением во время молитвы, перед началом всякого доброго дела, а также перед едой и после еды, крест увенчивает наши православные храмы, наконец, крест будет установлен на могиле над нашим бездыханным телом.

    Для нас, христиан, крест не только символ. Каждый христианин, кроме наружного ношения креста, призывается Богом к внутреннему крестоношению. «Кто хочет идти за Мною, - говорит Господь, - отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною…» (Мк. 8,34). Господь хочет, чтобы мы, по вере в Него, распяли на кресте свои страсти и похоти. Для каждого христианина - это подвиг всей жизни. В нашей жизни мы постоянно испытываемся, несем ли мы свой крест, сораспинаемся, состраждем ли мы со Христом на Голгофе или мы в числе Его распинателей.

    Какой признак того, что мы не только по наружности являемся христианами, но и носим внутренний крест? На это указывает Сам Господь: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16,10). В чем эта верность в малом проявляется? В том, например, умеем ли мы обуздывать вспышки гнева и раздражительности в себе? Если мы несем какие-то великие подвиги поста и молитвы, занимаемся благотворительностью, строим монастыри и храмы, проводим жизнь свою в девстве и монашестве, являемся пастырями церковными, но гневаемся и раздражаемся на ближних своих, то мы хуже язычников, иудеев и сектантов, которые открыто отвергают крест Христов. Из-за нашего гнева, который чаще всего возникает по мелочам, хулится имя Божие среди язычников и неверующих людей, и они продолжают коснеть в своем неверии и заблуждении.

    Некоторые христиане оправдывают свой гнев тем, что они несут начальственную или учительскую должность, при которой невозможно не гневаться на подчиненных за их проделки, иначе никакое дело не будет ладиться. И в таком случае гнев не имеет своего оправдания. Гнев хуже лжи, ибо если ложь постепенно перетирает связующие людей нити, то гнев сразу рвет их.

    Как же тогда понимать слова святого апостола Павла, который учит: "Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем"... (Ефес. 4,26). Как можно гневаться не согрешая? Как объясняют святые отцы, гневаться, не согрешая, можно только на себя, на свои грехи, а не на других людей. А святитель Иоанн Златоуст пишет: "Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время... Да не зайдет солнце, оставив вас врагами". Святой апостол Павел, опасаясь, чтобы христиане на основании этих слов «гневаясь, не согрешайте», не подумали, будто иногда гнев может и не быть грехом, чуть ниже в послании уточняет: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас" (Ефес. 4,31). "Всякое", даже когда формально ты прав. А если до захода солнца не победишь гнев и не примиришься, то почувствуешь, как для тебя заходит солнце разума, солнце любви, и уже не сможешь молиться Богу, как будто и Бога уже не стало.

    Наш человеческий гнев не творит правды Божией, - учит святой апостол Иаков (Иак.1,20). Только человек, достигший бесстрастия и стяжавший в своем сердце самоотверженную нелицемерную любовь к Богу и ближнему, может дерзать гневно обличать других людей. Так, как это делал в отношении книжников и фарисеев Господь наш Иисус Христос, святой пророк и предтеча Господень Иоанн, так как это делали многие древние и новые святые. Имеют также такое право родители в отношении своих детей, ибо они родили их и полностью в ответе за их воспитание перед Богом и ближними. Имеют такое право воины на поле брани, когда они являют высший подвиг любви, душу свою полагают за ближних своих. Имеет такое право государство в отношении злостных преступников, чтобы они не распространяли свое зло на других людей. Во всех других случаях гнев недопустим.

    Так, например, если мы что-то важное делаем у себя дома по хозяйству или на службе, и при этом приходим в гнев, раздражаемся на других людей, когда у нас что-то не ладится, как бы нам хотелось, то такой гнев не творит правды Божией. Проявляя нетерпение и недоверие к ближним, мы тем самым отвергаем крест Христов. Не уподобляемся ли мы в таком случае строителям Вавилонской башни, которые трудились без любви и не во славу Божию, а ради собственной славы, чтобы сделать себе имя. Но Господь не дает Своего благословения на такое дело, такие люди, как вавилоняне, перестают понимать язык друг друга, взаимно отчуждаются и всё ими задуманное рано или поздно разрушается. И наоборот, если мы обуздаем вспышку своего гнева, то мы привлечем себе на помощь благодать Божию и будем со Христом, так же, как была со Христом евангельская Мария, в отличие от многозаботливой Марфы, возмущавшейся бездеятельностью сестры.

    Как в безбожное советское время, так и сейчас большинство людей находятся далеко от света Христовой правды. Пребывая в греховном мраке, они на многие вещи смотрят неправильно и там, где никак нельзя гневаться гневаются, а на вопиющие беззакония закрывают глаза свои. Например, многие возмущаются немилосердным отношением к животным и в то же время с легкостью убивают во чреве детей своих.

    Никак нельзя гневаться и повышать свой голос на людей пастырям Церкви Христовой. Пастырь, который хотя бы один раз позволил повысить свой голос на других людей, очень легко теряет у них доверие, сколько бы он себя не оправдывал тем, что ревнует о Церкви Божией. Но есть и другая крайность, когда мы, пастыри, боимся возвысить голос на вопиющие беззакония, например, против тех, кто ныне спаивает вином, питает суррогатами, растлевает телевидением, убивает наркотиками сотни тысяч наших детей! Из-за отвержения креста Христова, необуздания гнева и злобы, народ наш пережил страшную братоубийственную революционную катастрофу, годы репрессий, и ныне из-за нашего потакания «тайне беззакония» идет процесс быстрого истребления русских людей.

    Итак, сострадая Божией Матери, которая, несмотря на все хулы против Сына Своего и Господа, ни на минуту не теряла веры в Него, будем носить крест свой не только на груди, но и внутри себя, обуздывая свои страсти, особенно страсть гнева и раздражения на ближних. И в то же время не будем бояться мужественно возвышать свой голос против тайных губителей наших детей. Ибо, что с того, если мы путем искусной дипломатии и щедрых подарков приобретем весь мир, наладим добрые отношения с властями, восстановим из руин все здания монастырей и храмов, а души наших детей и свои души погубим. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

Игумен Маркелл (Павук)
Тобольская Духовная Семинария

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter