ЕСЛИ С ХРИСТОМ ТЕРПИМ, ТО С НИМ И ЦАРСТВОВАТЬ БУДЕМ

День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. 22 марта Святая Православная Церковь молитвенно чтит подвиг сорока святых Севастийских мучеников. Cвятые мученики пострадали во времена гонения нечестивого императора Ликиния в 4 веке.

    В армянском городе Севастии военачальником в то время был Агриколай, человек жестокий и ревностный поборник идолослужения. В его полку находилось сорок воинов, которые составляли особенно почетную дружину, веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся мужеством и ревностью в военной службе. Повинуясь царскому указу, Агриколай призвал к себе эту дружину и приказал им принести жертву идолам. Воины отказались, не обольстившись почестями и не боясь угроз. Заключенные в темницу, они еще более утвердились в вере, так как Сам Господь явился им и обещал помогать. По прошествии 7 дней, в которые святые воины содержались в темнице, в Севастию прибыл царский вельможа Лисий. Явившись вместе с воеводой Агриколаем в судилище, он приказал привести святую четыредесятницу на истязание. С пением псалма «Боже во Имя Твое спаси мя...» они отправились на суд. Здесь они вынесли тяжкие бичевания, но не уступили просьбам, не устрашились мук, не убоялись смерти за Христа, и на конец поставлены были, на холодную ночь в озеро, находящегося близ города. В это время была зима и дул крепкий ветер при сильном морозе. Для обольщения святых ратоборцев, на берегу озера была устроена баня, обещавшая избавление от лютого холода тому, кто пожелает отречься от Христа и поклониться идолам. Ночью, когда холод усилился, и озеро покрылось льдом, один из мучеников не выдержал подвига и побежал в теплую баню, но едва он переступил порог бани, как пал мертвый. В третий час ночи святых мучеников облистал Божественный Свет, который растопил лед и обогрел мучеников. Стража, которой был поручен надзор за святыми мучениками спала, и только один воин бодрствовал, пораженный светом, озарившем святых мучеников и желая рассмотреть источник этого света взглянул вверх и увидал тридцать девять светлых венцов сходящих на святых мучеников. Страж понял, что бежавший в баню был лишен венца мученичества. Разбудив спящих товарищей, он исповедал себя христианином и бросился в озеро, восполняя число, не достававшее до сорока. На другой день мучитель, видя воинов невредимыми от лютой стужи, приказал перебить, им голени, тела сжечь, а кости бросить в реку. Через три дня мученики во сне явились севастийскому епископу Петру и он, по их указанию нашел их кости, сиявшие как звезды в воде, и предал погребению. Прославляя мучеников, Церковь в день их памяти облегчает строгость поста.

    Чему научает нас, отцы, братья и сестры, этот подвиг мученичества, эта победа истинных воинов Христовых над исконным врагом рода человеческого? Этот подвиг научает нас, взирая на страдания исповедников Христовых, подобающим образом переносить беды и скорби в нашей жизни. «Помни, – говорит святитель Тихон Задонский, – что скорбью истинные христиане уподобляются образу страдания Христова, чтобы и во славе стать подобным Ему: с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим.8,17)».

    Без всякого сомнения, известно, что истинным христианам без скорби в этом мире быть невозможно. Так говорит Божие Слово: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16,33). Что можем сказать мы, грешные, о встречающихся с нами скорбями? Какая начальная причина, их? Начальной причиной страданий человеческих является, конечно же, грех. И правильно поступит всякий человек, если при постигших его печалях, немедленно обратит мысленный свой взгляд к своим грехам. Сознается в них, обвинит себя и признает скорбь наказанием Божиим.

    Есть и другая причина скорбей – это милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог побуждает их к тому, чтобы они опомнились, остановились, вспомнили о Боге и о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, указывают на то, что эти люди еще не забыты, не отвержены Богом, что есть еще у них способность к покаянию, исправлению и спасению. Претерпевающие скорби и наказания без отчаяния, ропота, на Господа, приближаются к Богу и усвояются Ему. Для человека, погрязшего в тине грехов, помощь Божия является явно в наказании и тайно в призвании к покаянию. Человек призывается к покаянию или болезнью, или попускаемым от Бога гонением людей, или каким - либо другим образом. Но в каком бы виде не явилось наказание Божие, должно принимать его со смирением и немедленно прибегать к врачевству покаянием. Грех, за который наказывает нас Господь, укажется нам нашей совестью. Прощение греха и избавление от скорби, которой наказаны мы за грех, даруется нам от Бога единственно при условии оставления греха и положении начала жизни по заповедям евангельским.

    Употребим же, отцы, братья и сестры, время святой Четыредесятницы на пробуждение от нашего греховного сна, на борьбу с врагом рода человеческого ради спасения нашей души. Да поможет нам в этом Бог молитвами сорока святых мучеников Севастийских и их ходатайством перед Богом за нас грешных. Аминь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter