«БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ СВЯТЫМ»

Д обсудить на форуме емидесятилетнее строительство советского государства многие историки сравнивают со строительством библейской Вавилонской башни (Быт.11,1-9). Так же, как Господь разрушил тщеславный замысел вавилонян, пытавшихся таким образом «сделать себе имя», так Он разрушил горделивую безбожную затею строителей «светлого будущего». В результате развала СССР образовалось множество национальных государств со своеобразием национального менталитета, религии, культуры, языка, часто с большой обидой на бывших строителей Вавилона.

     Покаялись ли бывшие «каменщики», очистили ли себя от всякого греха и порока, и вместо строительства новой «Вавилонской башни» занялись ли строительством храма в своей душе? Прийти к осознанию необходимости покаяния (перемены жизни) довольно непросто. Созиданию храма в своей душе постоянно мешает мир с его поразительной красотой и искушениями, плоть, всегда противоборствующая духовным устремлениям человека и диавол, пытающийся прельстить и подтолкнуть на творение злых дел даже избранных святых людей. В мире идет постоянная борьба между силами добра и зла, а поле битвы, как писал Ф.М.Достоевский, сердца людей.

    Пожалуй, наибольшего накала эта борьба достигла в колыбели Православия – некогда святой Киевской Руси, а ныне в Украине. Не к людям ли этой прекрасной, но многострадальной земли относятся слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр.3:19). 1020 лет тому назад великий Киевский князь Владимир крестил киевлян, а отсюда Православие распространилось на всю Русскую землю.

    На волне начавшегося в 90-е годы прошлого века национально-патриотического движения, большая часть населения западных областей Украины (около 60-70%) перешла в греко-католичество (униатство). Как разъяснили людям униатские ксендзы и интеллигенция, так они восстановили попранную на Львовском соборе 1946 года справедливость. Действительно, в то непростое послевоенное время униатская Церковь была упразднена, а значительная часть её духовенства репрессирована. Но мало кто тогда, при накале политических страстей, вспомнил, что греко-католическая церковь возникла в 1596 году в результате Брестской унии как компромисс, ради того, чтобы выжить на оккупированной поляками-католиками территории. Об этом свидетельствует сохраняемый униатами восточный православный обряд Богослужения и старый юлианский календарь.

    Та часть населения Западной Украины (около 40%), которая вспомнила об этом факте истории, несмотря на активную, поддерживаемую местными властями униатскую пропаганду, осталась верной Православию. Но, подогреваемая антимосковскими выступлениями, эта часть людей присоединилась к самопровозглашенной «автокефальной (независимой от Московской Патриархии) Церкви» [1]. Лишь небольшой остаток прихожан (около 5-6% от всего населения Западной Украины) остались верными Московской Патриархии.

    Кто остался верен каноническому Православию? Стоит ли добиваться на Украине законной автокефалии? Почему не все приняли униатство? Это вопросы, которые для большинства людей остаются неразрешимыми. Часто граница той или иной религиозной конфесии проходит не только через города и села, но и через семьи. Известно много случаев, когда члены одной и той же семьи ходят в разные храмы: кто идет к униатам, кто - к автокефалистам, а кто - в каноническую православную Церковь. В последнее время одни и те же люди стали ходить в храмы разных конфесий, смотря по настроению или сиюминутной политической выгоде. Нецерковные и малоцерковные люди могут по этому поводу возрадоваться, поскольку, не постигая всей глубины христианского вероучения, убеждены, что нет разницы, в какую Церковь ходить. Как они говорят: «Бог один». Можно ли оправдать такой конфессиональный плюрализм с точки зрения Евангелия? [2] Это ещё один злободневный вопрос, на который при поверхностном его рассмотрении сложно дать ответ.

    Людям, проживающим в России, на Востоке, Юге или в Центре Украины, где после 70 лет государственного атеистического насилия, активными прихожанами Церкви остаются всего 5-6% от всего населения, трудно себе представить масштабы религиозного движения в Западной Украине. В этом регионе советская власть была провозглашена не в 1917, а в 1939 году, но фактически она была установлена лишь после Второй мировой войны, в 50-е годы. Следовательно, здесь люди меньше пострадали от вихря безбожия. В этом регионе ещё живы многие религиозные традиции, а в целом народ менее подвержен пьянству, наркомании, разврату. В каждом селе, не говоря уже о городах, имеется не один храм, а в Церковь здесь регулярно ходят до 60-80% населения. Приезжающие сюда гости поражаются изобилию храмов, придорожных крестов и часовен [3].

    Да, на Западной Украине народ по-особому благочестив и набожен. Но, пожалуй, из-за католического влияния, народное благочестие здесь отличается больше красивой наружной формой, нежели внутренней необозримой глубиной, иначе люди не так легко поддались бы недавней униатской пропаганде и автокефальному расколу. Искушенному в жизни Церкви человеку бросается в глаза то, что здесь прихожане очень редко прибегают к Таинствам Исповеди и святого Причастия. Даже в великие и двунадесятые праздники, когда все униатские и автокефальные храмы переполнены людьми, здесь может не быть ни одного причастника. Неужели украинский язык богослужения не способен пробудить покаянные чувства? Да, он прекрасен в поэзии, музыке, литературе, в простом разговоре, но для богослужения, по-видимому, все-таки более подходит особый церковнославянский язык, специально созданный святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием для молитвы. Обычно на вопрос, почему люди выбрали ту или иную религиозную конфесию, здесь отвечают в политико-историческом контексте: «Мы не хотим быть под Москвой!» или «Мы не хотим быть под Римом!» или «Мы не хотим быть ни под Москвой, ни под Римом!» Правильно ли так рассуждать? Конечно, теми или другими фактами истории не следует пренебрегать. «История - учительница жизни». Уроки истории очень важно учитывать в общественно-политической жизни государства, но применимы ли они в области духовно-религиозного бытия? Не лучше ли в данном случае воспользоваться евангельским принципом: «Кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22,21).

    Из церковной истории мы знаем много случаев, когда Церковь спасала государство от неминуемой погибели, вдохновляя народ на борьбу с завоевателями и самозванцами. Это естественно. Церковь в отличие от сектантов не противопоставляет себя государству. Церковь всегда должна быть со своим народом, ибо из народа Она состоит. За каждым Богослужением Церковь молится «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Беда, когда государственные чиновники, среди которых не все отличаются подлинным благочестием, а некоторые бравируют открытым богоборчеством или безразличием к вере, прямо или косвенно пытаются использовать Церковь для решения своих меркантильных политических задач. В конечном итоге, это приводит к снижению авторитета духовенства и общему охлаждению народно-религиозной жизни. [4]

    Необдуманное вмешательство государства в церковные дела всегда приводит к печальным последствиям. Вспомним, каково было положение Церкви в Римской империи в поздне-византийскую и средневековую эпохи, когда контакт духовных и светских владык был особенно тесен… Вспомним, каково было положение Церкви в Российской империи в синодальную эпоху, когда, согласно штатному расписанию императора Петра Великого, духовенство, за исключением немногих светильников веры и благочестия, было низведено до уровня мелких государственных чиновников…

    И каковы же плоды? В результате вмешательства в церковные дела светских властей, в Европе стали умножаться расколы, ереси и секты. Так, в частности, западная часть Римской империи под давлением германских и франкских королей подверглась в 1054 году Великому расколу, преобразовавшемуся в католическую ересь, а позже – в многочисленные протестантские течения и секты. Восточная часть Римской империи – Византия была порабощена иноверцами [5]. В России вмешательство государства в церковные дела привело к порабощению и разгрому Церкви безбожниками. Ибо, как пишет архиепископ Феодор (Поздеевский), последний ректор дореволюционной Московской Духовной Академии, самое высокое из всех человеческих служений - священство - оскудело и опошлилось.

    Весь мир после грехопадения первых людей пребывает в состоянии распада, разделения. Господь пришёл на нашу землю две тысячи лет тому назад, чтобы рассеянных детей своих исцелить от прародительского греха, проклятия и смерти и всех собрать воедино. «Да будут все едино, - молился Господь в Гефсиманском саду перед своими искупительными страданиями, - как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…»(Иоан. 19, 21). Для этой важной миссии Господь основал Церковь. Таким образом, самая непосредственная задача Церкви в этом мире – духовно-врачевательная и собирательная. Церковь призвана преодолевать вражду, разделения и ссоры между людьми. Великий соблазн для всех, когда сама Церковь из-за вмешательства политиков начинает разделяться. Поэтому не случайно святые отцы в один голос говорят, что грех раскола не смывается даже мученической кровью.

    Церковь призвана к миротворческой миссии в этом раздираемом распрями мире, но Она никогда не может примириться с грехом, хоть какими бы красивыми гуманистическими лозунгами и политической выгодой этот грех не прикрывался. Она не может соединить несоединимое: правду и ложь, святость и грех. Прекрасная идея единства, но она может быть реализована только единством во Христе, единством в Боге. Здесь не может быть компромисса.

     «Быть православным – значит быть святым», - учит великий сербский святой ХХ века преподобный Иустин (Попович). Единство во Христе восстанавливается, когда люди стараются жить по заповедям Божиим, придерживаться церковных канонов и устава, а главное, когда они как можно чаще прибегают к самому сильному средству врачевания всех недугов души – покаянию. Наивно мечтать, но если бы все люди, называющие себя христианами, и даже адепты нехристианских религий старались исполнять заповеди Божии, то без всякого вмешательства властей, без соблазнительных экуменических контактов давно бы обрели всеми ожидаемое единство. Всевозможные межконфессиональные перегородки при свете добрых дел исчезли бы, как при свете солнца исчезает роса на траве.

    Но, стараясь исполнять заповеди Божии, созидая храм в своей душе, мы не должны этим гордиться и тем самым уподобляться вавилонским строителям, которые, созидая башню до небес, хотели сделать себе имя, прославиться. Что бы мы не делали, какие бы подвиги не несли, мы должны считать себя рабами ничего не стоющими. Только в таком случае наше строительство закончится благоуспешно. Во все века остаются непреложными слова святого апостола Иакова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6).

Примечания

    1. Главными инициаторами строительства коммунистической вавилонской башни многие историки несправедливо считают русский народ, но не секрет, что главными вершителями и идеологами революции были люди нерусской национальности, воспользовавшиеся русской беспечностью и добротой. Об этом красноречиво говорят не только историки так называемого националистического толка (например, М.Назаров), но и всеми признанный великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, А.И. Солженицын.

    2. По этому поводу наиболее уместно вспомнить слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Матф.7:21-27).

    3. Стоит заметить, что в старой дореволюционной Российской империи почти на каждой улице был храм или часовня, пока их не разрушили безбожники.

    4. Об этом очень хорошо в своем недавнем интервью сказал владыка Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Очень важно, чтобы политические проекты не вторгались в церковную жизнь и не разрушали ее; чтобы под влиянием политических факторов в отношениях между Церквами не совершались какие-либо действия, которые могли бы нанести непоправимый ущерб Православию. У государства всегда существовал соблазн влияния на Церковь и её иерархов. Не является исключением и современная Украина, где все Президенты являлись и являются сторонниками создания «единой Поместной национальной Церкви». Но сама Церковь по своей природе создана Христом для всего человечества, и подобное вмешательство государственных мужей раздирает хитон Христовой Церкви и разрушает единство».

    5. Некогда православный столичный город Константинополь в 1453 году захвачен турками и стал мусульманским городом Стамбулом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter