Третье путешествие совершено преосвященным Феодором в 1714 году в Пелымский край и окрещено до 600 вогулов-язычников. Посланными в то же время митрополитом Иоанном другими миссионерами окрещено до 300 вогулов-магометан. В то же лето Феодор в третий раз посетил остяков, живших по Иртышу и Оби, доехав до самого Березова. Во время этого путешествия остяки, крещеные в два предшествовавшие года, с непритворной радостью встречали своего просветителя, слушали его наставления и давали обещание жить по-христиански. По их просьбе, преосвященный Феодор, с благословения епархиального архиерея, положил основание церквям во многих их юртах (селениях).

В следующем 1715 г. схимник-миссионер отправился с проповедью к жившим по р.Конде вогулам и остякам. Это апостольское путешествие имело также добрый успех: язычники без сопротивления, после краткого наставления в христианской вере, принимали крещение во множестве.

Во время этих миссионерских странствований, кроме перенесенных трудов и опасностей плавания по бурным северным рекам, а также не всегда благоприятных, в особенности для старческого возраста ревностного веро-проповедника, климатических условий, святитель подвергался не раз смертной опасности и от тех, кому приносил благовестие веры Христовой. Эти дикари, побуждаемые духом злобы - диаволом, не раз намеревались убить маститого миссионера, но Господь хранил его невредимым, а намеревавшихся лишить его жизни, как, например, князь Кошуцких юрт и другие, через того же благочестивого веро-проповедника, тронутые его всепрощающей любовью и кроткими наставлениями, делались причастниками жизни вечной, просветившись Св. верой и крещением.

В 1715 году 10 июня скончался Тобольский митрополит Иоанн Максимович, и престарелому митрополиту-схимонаху Феодору в том же году вторично поручено управление Сибирскою епархиею, вступив в которое, он не прекращал своей любимой миссионерской деятельности. В 1716, 1717, 1718 и 1719 годах он посетил Сургутский, Нарымский и Кетский округа, а также нынешние губернии Томскую, Енисейскую и Иркутскую, даже отдалённый Туруханский край, и во время этих поездок обратил во христианство немалое число язычников и магометан. В то же время, по поручению святителя, трудились в деле проповеди в Низовском крае игумен бывшего в Березове монастыря Гедеон и настоятель Кондинского монастыря, иеромонах Зиновий. В других местах епархии проповедовали слово Божие язычникам и заботились об утверждении новообращенных в вере и жизни христианской многие монашествующие и священники, например, в Томске - архимандрит Порфирий и д.р. Всего преосвященным митрополитом Феодором просвещено верою Христовою 40000 сибирских язычников и магометан.

Немало заботился и хлопотал преосвященный Феодор и об улучшении быта новокрещенных. По его ходатайству запрещено березовским жителям ездить с вином по юртам остяков, спаивать их и выманивать у них дорогие меха и шкуры зверей, притеснять и обижать их, покупать у них в рабство мальчиков и девочек, даны новокрещеным льготы в платеже ясака и сделано многое другое, доброе и полезное для новых чад Церкви Христовой. Схимонах Феодор так любил просвещенных остяков, что, за год до своей смерти, будучи уже вторично на покое и находясь в болезненном состоянии, еще раз, в 1726 году, посетил Низовскои край и доехал до отдаленного Обдорска. Но это было уже последнее миссионерское путешествие приснопамятного святителя.

Обращено было внимание митрополита Феодора во время вторичного управления его епархией и на нашу заграничную миссию, Пекинскую, которую с 1714 года начальствовал архимандрит Илларион Лежайский, отправленный в столицу Китая по высочайшему повелению при митрополите Иоанне Максимовиче. По смерти этого архимандрита начальником миссии был архимандрит Антоний Платковский, возвращенный в 1721 г. в Россию, потому, что, как по мысли преосвященного схимонаха Феодора, так и по намерению сибирского губернатора и высшего правительства, было решено послать в Пекин начальником миссии архиерея. Преосвященный Феодор хлопотал о поддержании Пекинской миссии с обычным ему усердием.

Еще в первое управление Тобольскою епархиею преосвященный исходатайствовал в помощь себе викария, каковым был с 1706 года епископ Иркутский Варлаам Коссовский, живший в Иркутске до 1714 года, когда отбыл в Москву и вскоре назначен на Тверскую архиерейскую кафедру.

Вторичное управление святителя Феодора Сибирскою епархиею продолжалось 5 лет: в 1720 году он, согласно просьбе своей, был уволен на покой, причем Государем Петром I послана ему похвальная грамота, в которой отдавалась святителю Божию заслуженная им благодарность за ревностное пастырское служение, в особенности же за его неутомимые и успешные труды на поприще миссионерском. Кроме того, архипастырю назначена по отставке пенсия: 200 рублей деньгами и 50 четвертей хлеба в год. Утружденный Святитель поселился на жительство в любимом им Тюменском монастыре, где проводил жизнь в уединении, молитве и добрых делах. В 1727 году 31 мая 77-летний схимонах, митрополит Феодор почил мирною христианскою кончиною и погребен в монастырской Троицкой церкви, против западных дверей

Тобольская епархия. – Омск, 1892. Ч. II, отд. I. – с. 42-54

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter