Все, что с нами случается, даже злое, все происходит по любви Творца к нам. “Страдания, которые мы испытываем, - говорит блаженный Августин, - идут от лечащего врача, а не от наказывающего судьи… Лекарства врача могут причинять страдание, и человек должен понять, что Бог это врач, а скорбь – скорее лекарство, чем наказание”. “Всем управляет Провидение, - говорит блаженный Иероним,- и то, что вы принимаете за наказание, есть лекарство… великая слава и блаженство для нас, христиан, состоит в том, что в Господе сказано последнее слово бедам земного существования”. Божественная любовь – за пределами человеческого понимания и превыше всякого словесного описания. Но она, согласно преподобному Исааку Сирину, может быть показана через рассматривание действий Бога по отношению к тварному миру и человеку: “Среди действий Его нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это есть начало и конец Его отношения к нам”(21). Именно Божественная Любовь была главной причиной сотворения мира и является главной движущей силой тварного бытия. Преподобный Исаак Сирин говорит, что любовь Божия проявила себя во всей полноте при сотворении мира, и продолжает проявлять уже после окончания творения мира: “Подумаем теперь, сколь богат в своем изобилии океан творчества Его и как много тварей принадлежит Богу и как в Своем сострадании Он носит все, посещает все, заботиться обо всем и руководит всем…; и как сострадателен Бог, и как терпелив Дух Его, и как любит Он эту тварь, и как переносит ее, снисходительно терпя ее суетность, грехи и различные злодейства, неимоверные богохульства демонов и злых людей”(22). Любовь лежит в основании, она управляет миром. Она и создала, устроила и допустила все, что с нами происходит и нас окружает лишь с целью соединения с Богом, единственной целью всех Его замыслов. Для достижения ее она пользуется как дурными созданиями, так и самыми лучшими, как самыми скверными событиями, так и самыми приятными. “Страждущие! Знайте, что вы страдаете по воле Божией; будьте, убеждены, что без воли Божией, без попущения Божия, не прикоснулась бы к вам никакая скорбь. Воззрел милостиво на вас Господь, возблаговолил о вас, признал ваше сердце и жительство благоугодным себе, и потому простер к вам руку помощи в судьбах Своих. Он послал или попустил вам скорби в очищение ваше, в охранение, в средство к достижению совершенства. Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог зиждет душу возлюбленного избранника Своего из среды человеков”(23) – говорит святитель Игнатий.

Закончив рассматривать учение святителя Иоанна о Промысле Божием, можно сделать вывод, что оно полностью находится в полном согласии со святоотеческим представлением о действии Бога в мире, чрез Свое Промышление.

Бог управляет Своим Творением самым совершенным образом, и через радость, и через страдание, все направляя к жизни вечной. Ибо не прост путь человечества и всего мира к наступлению Царствия, где Бог будет Все во всем. Все творение стенает в родовых муках в ожидании прославления детей Божиих. “Притом знаем, что любящим Бога… все содействует ко благу”, - как говорит св. ап. Павел (Рим. 8,28).

Итак, Христос и Его Церковь учат нас нести свой крест для нашего спасения. Но в то же время Христос и Его Церковь учат нас бороться со страданием, пресекая зло в самом корне, то есть, борясь с грехом, приносящим людям изобилие страданий. Христос и Его Церковь требуют от нас добродетели: смирение, доброту, кротость, милосердие, умеренность, чистоту, дух бедности, терпение и в особенности любовь.

Микушин А. Тобольск 2001г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Архиепископ Смоленский Кирилл. Процесс преодоления схоластических влияний в русском богословии.//Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция “Богословие и духовность” Москва, 11-18 мая 1987 года. С.98.
2. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991. С.49.
3. Флоровский Г., прот. там же. 1991. С. 52.
4. Спасение и вера по учению католическому и протестантскому. Издательство Братства свт. Алексия. 1995. С.56.
5. Там же. С. 56.
6. Там же. С. 56.
7. Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион. С. 13.
8. Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, 1994. С. 13.
9. Там же, С. 94.
10. Святитель Иоанн Тобольский. Указ. соч. С 95.
11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Судьбы Божии, Б.М. и Г., С. 1.
12. Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1995. С. 69.
13. Макарий, архиепископ Харьковский. Православно – Догматическое Богословие. С-Пб., Т.1., 1868. С. 522.
14. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Судьбы Божии. Б.М.иГ., С. 4-5.
15. Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. 1996. С. 37.
16. Святой Ефрем Сирин. Творения. М., Т.5. 1994. С. 169.
17. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Судьбы Божии. Б.М.иГ. С. 11-12.
18. Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. 1996. С. 50-51.
19. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Указ. соч., С. 28.
20. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. М., Т.1. кн.2. 1991. С. 823.
21. Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. 1998. С. 40.
22. Там же, С. 40.
23. Cвятитель Игнатий (Брянчанинов). Судьбы Божии. С. 30.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter