Учение о Промысле Божием

Что есть Провидение? Это – одно из свойств Божиих – видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем, как настоящее, и иметь всемогущую и непрестанную заботу о своем творении. Святой Иоанн Дамаскин об этом говорит так: “Провидение есть воля Божественная, которою все содержится, и все разумно управляется”.

Священное Писание неоднократно свидетельствует о действии Божественного Провидения. В книге Премудрости написано: “Он сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех” (Прем. 6,7). Затем вдохновенный автор в следующих словах обращается к Богу:”Ты все расположил мерою, числом и весом” (11,21). “Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно” (12,15), “и управляешь всем милостиво” (15,1; ср. 14,3). “Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (Пс.144,9; ср. 15,16).

Желание знать смысл и значение того или иного события в личной или общественной жизни, всегда было присуще человеку. Человечество, не просвещенное светом Христова учения, в силу своей падшей природы, “придумала некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться переменами счастья или несчастья в жизни людей и целых народов”(8). С пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа и основания Церкви Христовой, святые Отцы и учители Церкви вынуждены были защищать христианское учение о Промысле Божием, выступая против языческих философов и еретиков. Свет благодати евангельской указал нам истинную причину нашего благополучия и наших действительных бедствий (то есть наших грехов, состоящих в нарушении заповедей Божиих и законов, как государственных, так и гражданских). Грех по своей природе есть ложь и ничтожество, есть произведение отца лжи – диавола и несчастных обольщаемых им людей (Ин. 8, 44). Все прочее, приятное и противное, благоденствие и злоденствие происходят по провидению и Промыслу Божию для нашего вечного спасения. Святитель Иоанн пишет: “Всесвятейшая воля Божественная подвигает все дела человеческие по образу колеса, неравномерно обращающегося – то поспешающегося, то замедляющегося; и таким образом все события неожиданные (внезапные), непостижимые, и происходящие как бы по слепому случаю, направляет разумно к наилучшим целям”(9). У древних язычников Фортуна изображалась с двумя лицами и двумя красками: с передней стороны статуя имела лицо белое и светлое; с задней – черное и мрачное: первое лицо было эмблемой благополучия, второе лицо представляло эмблему несчастья, бедствия, которые ниспосылала фортуна своим поклонникам, показываясь им в том или в другом виде. Это детские выдумки и забавы, ведь счастье и несчастье, нищета и богатство ниспосылаются Богом(10). Святитель Игнатий (Брянчанинов) по этому поводу, в своей книге “Судьбы Божии”, говорит: “Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем. Слепотствующие грешники не видят этого. Они сочинили чуждый разуму случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного, они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое признают и называют действием безумным”(11). Божий Промысел орошает своими водами всю вселенную, проникает во всякую тварь и следует за ней, то, опережая ее, то протекая рядом. Словом, волны его повсюду, где бы он ни был; нужно лишь отдаться в его власть. Точно также рассуждает святитель Феофан Затворник, отвергая слепой случай в жизни человека, он говорит: “Участь каждого Бог устрояет, и все течение жизни каждого – тоже дело Его всеблагого промышления, следовательно, и каждый момент, и каждая встреча”(12). Промыслительный Замысел Божий осуществляется божественным управлением мира так неуклонно, что ничто не происходит против Провидения или независимо от него. Поскольку Бог есть универсальная причина, которой подчинены все частные причины, то невозможно поэтому возникновение события, которого бы Бог не предвидел или не желал, или, по меньшей мере, не допустил в Своем Замысле. Святитель Иоанн пишет: “Все в мире, даже по виду злое, происходит по воле Божией”. “Как такое можно уразуметь, - скажет кто – нибудь из нас, - что даже зло совершается не без воли Божией?”. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Все управляется Промыслом Божиим, но одно бывает по допущению Бога, а другое при Его содействии… знай, что все Бог устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле все случается, но и по нашей. Всякое зло только по нашей, всякое добро по нашей и вместе по Его содействию”(13). Нам нужно лишь исполнять простые христианские обязанности своего положения, принимать со смирением свой крест и с верою и любовию покоряться воле Провидения во всем, что приходиться делать и претерпевать. Промысел Божий не нарушает свободы нравственных существ. Святитель Игнатий так рассуждает о зле: “По попущению Божию, по произволу тварей, явилось зло со всеми последствиями его; по попущению Божию, по собственному произволению пали ангелы, пал человек, не приняли Бога и отступили от Бога”(14). Говоря о зле, нужно сделать разграничение на, так называемое, нравственное зло и физическое зло.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter