АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ МИТРОПОЛИТУ ТОБОЛЬСКОМУ И ВСЕЯ СИБИРИ ЧУДОТВОРЦУ

КОНДАК 1

Избра́нному от Бога во святи́теля Це́ркве правосла́вныя, житие́м Свои́м и труда́ми вели́кими просвети́вшему па́ству Черни́говскую и Тобо́льскую, в земли́ Сиби́рстей просла́вленному чудотво́рцу, митрополи́ту Иоанну, воспису́ем похва́льная. Ты же, святи́телю, сию́ похвалу́ от нас гре́шных приими́ и свое́ю моли́твою сердца́ наша благода́тию Бо́жиею согре́й, да со умиле́нием зове́м ти:
Радуйся, Иоа́нне, святи́телю и всея Сиби́ри чудотво́рче.

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ МИТРОПОЛИТУ ТОБОЛЬСКОМУ
И ВСЕЯ СИБИРИ ЧУДОТВОРЦУ

Мало кто знает о том, что существует три акафиста святителю Иоанну митрополиту Тобольскому и всея Сибири чудотворцу. Первый который знаком всем кто бывал в Тобольске на молебне пред мощами святителя во время которого он и читается, его можно назвать обиходным. Второй был составлен епископом Ура́льским Иоанном, 1929 года 12/25 августа в г. Уральске. Третий составлен митрополитом Варфоломеем Новосибирским в 1946-1950 гг. Первый акафист предложен ниже. А остальные акафисты будут выложены позже для сохранения литургического творчества архипастырей.

ИЛИОТРОПИОН ИЛИ
СООБРАЗОВАНИЕ С БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ.

iliotropion “Илиотропион” является основным письменным трудом Святителя Иоанна. Главным деланием всей его жизни было богомыслие. Наиболее его волновал вопрос: “Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?”. Исследованию этой теологической проблемы и посвящен “Илиотропион” (Подсолнечник).
“Илиотропион” был переведен Святителем с латинского языка. Оригинал текста принадлежал, как установили сотрудники Музея книги при Российской Государственной Библиотеки, немецкому ученому, весьма плодовитому автору, богослову Иеремии Дрекселю (1581-1638 гг.).

БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА

В основном богословие святителя Иоанна раскрывается в книге “Илиотропион”. В своем богословии святой Иоанн исходит из Священного Писания и святых отцов Церкви. В книге “Илиотропион”, которая является по содержанию сотериологической, приводится множество цитат из творений святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, святителя Афанасия Александрийского, преподобного Антония Великого, аввы Дорофея, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Карфагенского, прпеподобного Кассиана Римлянина и других. Ко всему прочему, Святитель, для подтверждения своих размышлений, приводит свидетельства ученых мужей, философов, историков.

ЛИТЕРАТУРНО - БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА

Святитель Иоанн, кроме трудов по управлению епархией и благотворительной деятельности, был замечательным и неутомимым тружеником и на литературном поприще. Он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями. “Едино у него увеселение, было, - говорит летописец, - писать душеполезные сочинения”(1).

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА

Митрополит Иоанн (Максимович) Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири – последний русский святой, канонизированный до революции. Он причислен к лику святых в 1916 году. Решение о канонизации было утверждено по воле Государя Императора Николая Второго(1), причисленного в 2000 году к лику святых царственных страстотерпцев. С тех пор святые мощи Иоанна Тобольского покоятся в Тобольске, и день поминовения их является особым праздником, когда со всей Сибири и даже России съезжаются паломники, чтобы попросить у Святителя Иоанна молитвенного ходатайства перед Господом в своих скорбях и нуждах. Имя его одно из самых почитаемых в нашем крае. Его иконы имеются в каждом сибирском православном доме.