R

елигиозная мотивация в жизни человека, сравнительно с другими видами мотивации, является самой сильной. И действительно, в окружающей действительности, часто, можно смириться со многими вещами, даже с тяжелой болезнью. Но несравненно труднее, а чаще, просто невозможно смириться с перспективой вечной гибели. И ради достижения высшей цели за пределами земного бытия отдельный человек способен на подвиги, часто, превышающие любые телесные ограничения. По-настоящему верующих в обществе может быть сравнительно небольшой процент, но именно они формируют вектор движения целых народов и цивилизаций.

Поэтому религия не может не использоваться заинтересованными силами как один из основных инструментов формирования жизни общества в глобальных масштабах, хотя бы потому, что ведущие субъекты формирования облика современного мира отнюдь не индифферентны по отношению к религии. Здесь мы подходим к проблемам обеспечения религиозной безопасности общества, в частности, России.

Религиозная безопасность – это состояние защищенности общества от угроз, рождающихся в религиозной сфере. Религиозная безопасность имеет связь со всеми без исключения видами национальной безопасности.

Но связь религиозной безопасности с некоторыми институтами безопасности, входящими в структуру национальной безопасности Российской Федерации, проявляется особенно рельефно.

Так, невозможно добиться военной безопасности при проникновении в Вооруженные силы последователей религиозных объединений, использующихся иностранными спецслужбами в разведывательных целях. Личность никогда не будет в безопасности, если в данном обществе открыто действуют сатанистские объединения. Или нельзя говорить об информационной безопасности, если в обществе действуют религиозные объединения, утверждающие, что телевизор и компьютер являются орудием дьявола. Подобных примеров можно привести достаточно много.

Так, сегодня одной из основных угроз национальной безопасности России является коррупция, борьба с коррупцией путем ужесточения контроля и усиления юридической ответственности не дает желаемых результатов. С коррупцией может справиться только каждый конкретный человек внутри себя. Следовательно, на государственном уровне нужно культивировать мировоззрение, которое осуждает коррупцию в любых ее проявлениях. Так, если чиновник будет осознавать, что коррупция – это нарушение нравственного императива, источником которого является Высшее бытие, то он никогда не пойдет на такое правонарушение. Носителями мировоззрения, осуждающего коррупцию, безусловно, являются традиционные для России религии.

Думается, что сегодня религиозная безопасность, а, следовательно, проблемы государственно-религиозных отношений в России выступают на первое место.

Глобализационные процессы в современном Мире прямо, или косвенно направлены против России и без союзников в лице дружественных стран сегодня не выжить. И здесь Россия должна направить все усилия на консолидацию с государствами, имеющими сопоставимое понимание проблем и методов обеспечения религиозной безопасности общества.

Таким образом, мы вплотную подходим к конституционно-правовым проблемам, без которых невозможно обеспечение религиозной, а значит и национальной безопасности России.

 На сегодняшний день можно констатировать факт некоторого несоответствия Конституции России такому конституционному принципу, как реальность, когда нормы Основного закона не вполне отвечают насущным потребностям данного общества.

Одним из источников Конституции является конституционная доктрина, которую, в частности, можно определить как систему взглядов ученых, политиков, общественных деятелей, представителей государственных органов и всего народа. Это система взглядов людей на то, какой должна быть Конституция. Чего же требует сегодняшняя конституционная доктрина? Конституционная доктрина требует отразить в Основном законе особую роль, которую играет православие в жизни российского общества. Подавляющее большинство населения России однозначно идентифицируют себя с православием. Такая норма Конституции России, однозначно, соответствовала бы их интересам.

При этом здесь не было бы никакого противоречия 13 ст. Конституции, ч. 2 которой прямо запрещает государственную или обязательную религию. В данном случае речь идет о признании свершившегося факта, каким является наличие в данном обществе доминирующей религиозной традиции. Упоминание в Конституции особой роли православия будет не более идеологично, чем провозглашение России социальным государством в ст.7 Основного закона.

Одной из сущностных сторон Конституции является то, что отдельные его нормы, формулировки и даже стиль написания оказывают огромное влияние на мотивацию законодателя и вносят существенные коррективы в поведение правоприменителя. Таким образом, само упоминание о православии в Конституции России способно коренным образом поменять узор правового холста, ткущегося усилиями всего общества, а значит, имеет большой смысл.

Следующим шагом должно стать придание статуса традиционности некоторым конфессиям в России с соответствующим расширением их правосубъектности. Безусловным приоритетом здесь обладает Русская православная церковь (Московский патриархат), как конфессия большинства. В России необходима реализация кооперационной модели государственно-религиозных отношений, которая предоставляет традиционным для России религиозным объединениям дополнительные возможности по осуществлению своей деятельности во многих сферах жизни общества. Это обеспечивалось бы за счет установления налоговых льгот, предоставления возможности проводить религиозное образование в государственных учреждениях, осуществлять проповедь в армии, за счет участия традиционных религий в сфере социального обслуживания населения. Такое многоплановое сотрудничество государства и традиционных религий могло бы свести к минимуму угрозу потери религиозных традиций народа России.

Поддержка со стороны государства образовательных программ традиционных религиозных объединений способна нивелировать эндогенные угрозы личности в религиозной сфере, что позволит  разрабатывать и реализовывать программы ликвидации безграмотности населения в вопросах духовной жизни в масштабах всего государства.

Что касается угроз со стороны религиозных и псевдорелигиозных религиозных объединений деструктивной направленности, то нужно сказать, что в условиях кооперационной модели государственно-религиозных отношений деятельность таких объединений, опасная как для государства в целом, так и для отдельной личности, отодвигалась бы на второй план. При реализации данной модели, религиозные объединения, представляющие для общества опасность, не имели бы столь широких возможностей воздействовать на социум, как традиционные религиозные объединения.

Касательно противодействия такой угрозе религиозной безопасности общества, как религиозный экстремизм, нужно отметить, что в условиях реализации кооперационной модели государственно-религиозных отношений государство может получить надежного союзника в лице традиционных религий.

С приданием православию особого статуса был бы во многом решен «русский вопрос», так как русский человек не может называться таковым вне контекста православия. Таким образом, с постановкой конституционными нормами России православия на особое место, подчеркивается и особое положение русского народа, как создателя величайшей в истории человечества Империи.

Когда я говорю о русских, то я отнюдь не ограничиваюсь неким физиологизмом. Понятие «русский» гораздо шире. Достаточно сказать, что для Запада все жители бывшей Российской, а потом и Советской империй являются русскими независимо от цвета их кожи и других особенностей.

В Конституции России должна быть подчеркнута социальная направленность государства, только в такой правовой парадигме государства может полностью реализоваться русский народ, который никогда не будет счастлив, пока в мире существует несправедливость.

Борьба с социальным расслоением общества должна быть возведена в конституционный принцип. Соответственно, ст. 2 Конституции России должна быть расширена и давать понимание того, что свобода человека не может быть абсолютной, она должна быть ограничена ответственностью.

Конституционная доктрина России требует четкой артикуляции в Основном законе принципа программности, который и должен найти свое правовое воплощение через русскую идею. Русская же идея заключается в борьбе за справедливость в окружающем мире, в борьбе за счастье всех народов Земли, построение которого не мыслимо без реализации евангельских принципов в окружающей действительности. Смысл русской идеи заключается, как бы громко это не звучало, в противостоянии мировому злу, сущность которого во всей полноте невозможно понять вне христианской традиции. Русская идея имеет и свои символы и это не только Храм Христи Спасителя в Москве и Куликово поле, но храм Святой Софии в Константинополе и Косово поле, и Святая Гора Афон, а сейчас уже в большой степени Крым и Донбасс.

Нормы Конституции Росси должны дать русскому народу возможность стать самим собой, вновь стать тем народом, к которому стремятся все народы, как к народу-воплощению справедливости и силы духа. Именно тогда Россия сможет стать настоящим центром славянского мира, который является искусственно разделенным и планомерно уничтожаемым. И действительно, о каком лидерстве в славянском мире можно говорить, если Основной закон государства своими нормами не позволяет до конца исполнить это историческое предназначение.

Конституционная доктрина сегодня требует от законодателя закрепить нормами Основного закона твердые основания для защиты христианства как такового и православия, в частности, во всем мире. То, что сейчас происходит в Мире нельзя охарактеризовать иначе, как геноцид христианского населения, мировоззрение которого не вписывается в рамки нового мирового порядка, реализуемого представителями всепланетарной олигархии.

Одним из принципов самого существования России должна стать борьба с международными группами, стремящимися переустроить Мир в соответствии с принципами, несовместимыми с христианскими.

Таким образом, конституционная реформа в России на сегодняшний день является необходимым условием выживания государства и должна проводиться в контексте решения проблем государственно-религиозных отношений. От этого зависит выживание России, а если смотреть шире, то и всего Мира.

Очень символично, что VIII Международная научная конференция "Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы" посвящена 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон. Святая Гора – это одно из мест, где каждый может встретить православие во всем его великолепии, но которое, возможно, не стало бы таким без подвига наших соотечественников. Без духовного опыта Святой Горы Афон построить Новую Россию будет чрезвычайно сложно.

В данном докладе сделаны только наброски первостепенных проблем, стоящих перед Россией и пути их преодоления. Тема эта чрезвычайно обширна и не может быть раскрыта в рамках одного выступления, ограниченного временным регламентом.

В заключении хочется выразить надежду, что сегодня не будет допущена ошибка, которая часто встречается на подобных мероприятиях:  аудитория для всего сказанного сегодня не будет ограниченна определенным кругом единомышленников, а напротив, результаты работы конференции будут транслироваться самым широким слоям общества. В связи с этим, обращаясь к людям, которые может быть не согласны с нами в оценках роли Русской православной церкви для России, хочется сказать, что мы прекрасно знаем проблемы Православной церкви и ее болезни, но также знаем, что ее потенциал и реально проводимая в обществе работа неизмеримо превосходит любое зло, которое, по мысли митрополита Филарета Дроздова, иногда происходит от удаления от добра и, следовательно, благодати Божией, и которое Промысел Божий неизменно претворяет к добрым последствиям.

Материал опубликован: Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VIII Международной научной конференции, посвященной 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон. / Коллектив авторов: Материалы научной конференции / Под ред. С.Н.Бабурина, А.М. Осавелюка. - М.: Книжный мир, Московский университет имени С.Ю. Витте, 2016. – С. 286 – 292.

Скачать статью в формате PDF

Загрузка ...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter