Aвтор в своей работе исследует проблемы религиозной безопасности Российской Федерации. В частности, рассматриваются угрозы конституционному строю Российской Федерации, исходящие со стороны религиозных объединений деструктивной направленности. В результате автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в религиозной сфере существуют условия и факторы, угрожающие наиболее важным общественным отношениям, которые образуют предмет конституционного права России. Автор выдвигает идею о необходимости исследования конституционно-правовых основ религиозной безопасности России.

Author in his article explores the issue of religious security of the Russian Federation. In particular, it considers a threat to the constitutional order of the Russian Federation, which occur on the part of religious associations destructive direction. The author concludes that today in the religious sphere, there are conditions and factors that threaten the most important social relations that constitute the essence of the subject of constitutional law in Russia. The author puts forward the idea of the need to study the constitutional and legal foundations of religious security of Russia.

Проблемы обеспечения национальной безопасности всегда имели для России первостепенное значение, что обусловлено ее географическим положением, а также особенностями менталитета российского народа. Существуют известные во все времена угрозы национальной безопасности, актуальные практически для любого государства. Это внешняя  агрессия и нарушение границ, преступность, неэффективность управления, нехватка продовольствия и т.д. Но в настоящее время можно говорить о рождении и развитии новых угроз национальной безопасности России, которые требуют комплексного изучения с целью последующей эффективной нейтрализации.

В современном мире прослеживаются две основные тенденции. С одной стороны, это процесс секуляризации, а с другой – про­цесс актуализации религиозности и нарастающее во всем мире религиозное противостояние, что, согласно прогнозам многих анали­тиков, может привести к появлению серьезных вызовов системам обеспечения национальной безопасности по всему миру, в частности, в России [1, с. 7].

В процессе переориентации глобальной политики с биполярной идеологической модели на полицентристскую плюралистическую резче обозначаются межцивилизационные разломы, обусловленные этническими и конфессиональными различиями стран и международных сообществ [2, с. 147-152]. Указанный тезис подтверждается событиями на международной арене, демонстрирующими то, какой высокой может быть роль религиозных факторов в жизни общества.

Не вызывает сомнения и то, что религиозный фактор будет использоваться иностранными государствами для реализации агрессивных намерений в отношении России как зарекомендовавший себя в качестве эффективного инструмента геополитики [3]. Данный тезис нашел свое отражение в Военной доктрине Российской Федерации [4]. В указанном документе среди основных внешних военных опасностей Российской Федерации отмечается рост религиозного экстремизма в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также в отдельных регионах мира.

Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ [5] выделяет такие виды безопасности, как общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является закрытым, что создает правовые предпосылки для формирования и других самостоятельных институтов национальной безопасности России. По нашему мнению, к таким институтам необходимо отнести и институт религиозной безопасности.

Мы для целей данной статьи определим религиозную безопасность России как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, возникающих и существующих в рели­гиозной сфере, необходимое для стабильного конституционного развития Российской Федерации [6, с. 53].

Вопросы безопасности всегда были в центре внимания юриспруденции, особенно науки конституционного права. Конституционное регулирование отношений в области национальной безопасности России в целом и религиозной безопасности как ее части обеспечивается через действие конституционно-правовых норм: вытекающих из Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положения в данной сфере.

Стабильность религиозной сферы жизни России является одним из важнейших факторов ее благополучия. Угрозы религиозной безопасности России – это целый комплекс условий и факторов нарушения конституционных прав человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности государства, его способности к устойчивому развитию,  в конечном счете, основ конституционного строя Российской Федерации. Все, без исключения, составляющие конституционного строя России могут стать объектами угроз, возникающих в религиозной сфере жизни общества. Например, конституционный принцип разделения властей закрепленный ст. 10 Конституции РФ может быть поставлен под угрозу, если к власти в России придут политические деятели разделяющие идеологию ваххабизма, доктрина которого не предполагает независимого существования таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная. Религиозная безопасность российского общества – это состояние защищенности базовых прав человека и гражданина, которые гарантируются  Основным законом.

Конституция РФ выступает основным источником конституционно-правовых норм обеспечивающих религиозную безопасность Российской Федерации. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. В Основном законе РФ оговорены соответствующие полномочия главы государства, Парламента, Прави­тельства и других органов государственной власти.

В Конституции России сформулированы главные конституционные принципы и нормы, устанавливающие свободу совести и вероисповедания, регулирующие деятельность религиозных объединений. К ним относятся положения, закрепленные ст. 14: Российское государство – светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Нами перечислены статьи Конституции РФ, где прямо говорится о ре­лигиозной сфере жизни общества. Но угрозы религиозной безопасности распространяются не только на свободу вероисповедания и религиозных объединений. Необходимо отметить еще ряд норм Конституции России, которые гарантируют защиту личности от иных видов угроз, возникающих в религиозной сфере. Так, согласно ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ка­ждому от рождения, что необходимо отнести и к религиозным правам и свободам. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, со­держание и применение законов, деятельности законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное важнейшее положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы религиозных объединений и верующих. Право на свободу и личную непри­косновенность (ст. 22) означает и невозможность задержания по принципу исповедания какой-то религии. Право на свободный выбор языка общения, воспи­тания, обучения и творчества, закрепленное в ст. 26 Конституции РФ является важнейшим, в частности, для религиозной сферы. Также необходимо отметить особую важность для религиозной сферы жизни российского общества нормы, закрепленной ч. 1 ст. 30, согласно которой каждый имеет право на объединение, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Данное конституционное право может быть нарушено в результате деятельности религиозных объединений деструктивной направленности. Некоторые религиозные объединения могут нарушать право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, которое гарантируется ч.  2 ст. 23, а также ч. 1 ст. 24 Конституции РФ. Другие религиозные объединения могут нарушать право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право частной собственности (ч. 1 ст. 35). Нужно отметить, что доктрина некоторых религиозных объединений деструктивной направленности отрицает конституционный принцип, закрепленный ст. 2 Конституции РФ, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Существуют религиозные объединения, которые в своей деятельности нарушают нормы ст. 38 Конституции РФ и представляют прямую угрозу материнству, детству и семье как таковой. Известны религиозные объединения, ограничивающие обращения своих последователей за квалифицированной медицинской помощью, что противоречит нормам ст. 41 Конституции России. Другие религиозные сообщества считают любое государство порождением диавола и всячески дистанцируются от него, отрицая, например, обязанность каждого гражданина России защищать отечество, закрепленную ч. 1 ст. 59 Конституции России.

На сегодняшний день в религиозной сфере существуют условия и факторы, угрожающие  наиболее важным общественным отношениям, которые образуют предмет конституционного права России: основы конституционного строя государства, основы правового положения человека и гражданина, федеративные отношения, система органов государственной власти и местного самоуправления. Иными словами, объекты религиозной безопасности и предмет конституционного права практически идентичны. Необходимо констатировать факт того, что вся Конституция РФ в целом является гарантом религиозной безопасности Российской Федерации.

Одним из основных способов нейтрализации угроз религиозной безопасности России является их своевременная идентификация и профилактика, чего нельзя достичь без соответствующих специалистов, а значит, без качественного образования. В этом смысле право каждого на образование, закрепленное ч. 1 ст. 43 Конституции России, является одной из основных гарантий религиозной безопасности России. Нужно подчеркнуть, что некоторые религиозные объединения покушаются на это конституционное право российских граждан.

В целом, построение России как демократического федеративного правового государства и обеспечение его стабильного конституционного развития невозможно без упорядочивания государственно-религиозных отношений и обеспечения должного уровня религиозной безопасности. Кроме того, со всей уверенностью можно говорить, что в регулировании общественных отношений по поводу обеспечения религиозной безопасности России ведущим являются конституционное право.

Таким образом, можно констатировать факт того, что исследование  конституционно-правовых основ религиозной безопасности является необходимым условием развития науки российского конституционного права, а также устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

 Raspad2 mdl

 

Литература

1.Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 3-17.
2.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций (отрывки из новой книги) // Рrо et Соntга. № 2. Т. 2. М., 2005. С. 147-152.
3.Мусин М. Враг желает самоуничтожения Руси  / Ведич. 05.06.2013  URL: http://www.vzv-ural.ru/?rub=20&new=2373 (дата обращения: 19.09.13).
4.Указ Президента России от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.
5.Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
6.Тарасевич И.А. Религиозная безопасность Российской Федерации. Тюмень, 2013. 288 с.
7.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

 Literature

1. Zorkin V.D. Threats to the constitutional order in the XXI century and the need for legal reform in Russia // Journal of Russian law. 2004. Number 6. Pp. 3-17.
2. Huntington S. The Clash of Civilizations (excerpts from the new book ) // Pro et Sontga. Number 2. T. 2. Moscow, 2005. Pp. 147-152.
3. Musin M. Enemy wants self-destruct Rus / Vedich. 05.06.2013 URL: http://www.vzv-ural.ru/?rub=20&new=2373 (date accessed : 19/09/13).
4. Decree of the President of Russia from 05.02.2010 № 146 "On the Military Doctrine of the Russian Federation" // Collection of Laws of the Russian Federation. 2010. Number 7. St. 724.
5. Federal Law "On Security" on December 28, 2010 № 390-FZ / / Collection of Laws of the Russian Federation. 2011. Number 1. St. 2.
6. Tarasevich I.A. Religious security of the Russian Federation. Tyumen, 2013. 288 р.
7. Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993 (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FCL and from 30.12.2008 № 7-FCL) // Collection of Laws of the Russian Federation. 2009. Number 4. St. 445.

Материал опубликован:  Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 2. – С. 23 – 25.

Скачать статью в формате PDF

Загрузка ...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter