Krishtal smNевозможно переоценить значимость российского казачества в процессе обеспечения национальной безопасности России. Вместе с тем эффективно выполнить стоящие пред казачеством задачи зачастую мешает несовершенство российского законодательства. Ученые-правоведы отмечают, что, к сожалению, на настоящий момент федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, а также муниципальное законодательство, регулирующее вопросы деятельности казачества, можно охарактеризовать как рамочное, несистематизированное и во многом противоречивое, что не может служить надежной правовой базой для развития казачества1.

Кратко рассмотрим систему нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по поводу деятельности казачьих организаций. Указанные отношения регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами. Одним из важнейших документов здесь можно считать утвержденную президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в июле 2008 года «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Данная Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении российского казачества.

Хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, нельзя переоценивать место указанной Концепции в системе законодательства России. Необходимо понимать, что ее положения имеют достаточно общий характер и подразумевают свое развитие в Законах и подзаконных актах Российской Федерации. Более предметное регулирование деятельности казачьих объединений в России осуществляется, в частности, нормами Федерального закона «О некоммерческих организациях», в котором казачьи общества выделены в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Еще более детально   особенности правового положения казачьих обществ определяются Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Но, казачьими обществами не исчерпывается вся полнота казачьих объединений России.

 

В частности, в «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества» отмечается, что наряду с казачьими обществами, включенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляют соответствующую деятельность общественные объединения российского казачества, являющиеся добровольными самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Деятельность таких объединений казаков регулируется нормами Федерального закона «Об общественных объединениях».

И здесь мы сталкиваемся с дихотомией законодательства, регулирующего деятельность российского казачества. С одной стороны в России существует «реестровое казачество», а с другой – «общественное казачество» имеющие различные правовые статусы.

Различие правовых статусов проявляется, в частности, в хозяйственной деятельности: «реестровые казачьи общества» имеют право подписывать прямые договоры с федеральными, региональными и муниципальными структурами на осуществление определенных видов деятельности. В то время как члены общественных казачьих организаций должны либо заключать индивидуальные контракты, либо создавать соответствующие юридические лица, организационно-правовая форма которых позволяет вести коммерческую деятельность.

Это обстоятельство способно породить раскол в общероссийском казачьем сообществе и является источником известного социального напряжения, что никак не способствует укреплению государственности России.

Мы хотели бы отметить, что нам понятна логика законодателя, стремящегося привлечь к государственной службе лучшие силы российского казачества и таким образом, сделать такую службу максимально аффективной и  профессиональной. На настоящий момент для достижения этой цели законодатель посчитал оптимальным создание «реестрового казачества». Но при этом, по нашему мнению, ни в коем случае нельзя оставлять «за скобками» деятельность «общественного казачества», представители которого более многочисленны, но по разным обстоятельствам не могут входить в состав «реестрового казачества». Поэтому поводу, в «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества» справедливо указано, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества.

Думается, что на настоящий момент потенциал общественных объединений казаков не до конца изучен не говоря уже о его реализации. В частности, казачьи общественные объединения, не внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не заменимы при создании международных объединений, так как общественному объединению казаков, не включенному в государственный реестр, будет проще зарегистрировать свое структурное подразделение за рубежом, чем аналогичному объединению казаков, внесенному в государственный реестр. Таким образом, казачьи общественные объединения, такие как, например, «Союз сибирских, уральских оренбургских, семиреченских казаков» являются важным элементом интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Но, к сожалению, значение общественного казачества не всегда учитывается законодателем. Так, нам представляется не совсем корректным  относить к Российскому казачеству только казачьи общества, что вытекает из определения Российского казачества, которое закрепляется нормами Федерального закона "О государственной службе российского казачества". По этому поводу справедливо высказывается Руководитель фракции Справедливая Россия в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук   В.И. Степанченко. Он пишет: «…мы не согласны с такой формулировкой (что Российское казачество – это только казачьи общества…), Следует обратить внимание и на то, что философия представленных норм закона будет принуждать гражданина к вступлению в определённое казачье общество, что нарушает один из основных принципов Конституции РФ - никто не может быть принуждён к вступлению в какие-либо объединения (ч. 2 ст. 30), ибо получается, что для признания гражданина Российской Федерации российским казаком, он должен вступить только в казачье общество».

Мы уверены, что в ближайшее время на федеральном уровне будут сняты все правовые коллизии, что позволит гармонично развиваться всему казачьему обществу.

Во многих субъектах Российской Федерации были приняты законы о деятельности казачьих объединений. В Тюменской области также был принят Закон Тюменской области от 08.07.2011 N 41 "О развитии российского казачества в Тюменской области". Но в данном случае законодатель субъекта РФ вслед за федеральным законодателем относит к казачеству только казачьи общества, оставляя за скобками общественные казачьи объединения. Такой подход никак не способствует интеграционным процессам внутри казачьего общества.

Нам представляется справедливым принятие Закона Тюменской области "О развитии казачьих обществ и казачьих общественных объединений  в Тюменской области", в котором должны найти отражение положения «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества» в части поддержки и финансировании деятельности общественных казачьих объединений за счет бюджета субъекта и муниципалитетов. Данным законом необходимо детально закрепить процедуру финансирования деятельности казачьих общественных объединений. Такое финансирование может осуществляться на основе заключения соответствующих договоров между общественными казачьими объединениями и органами государственной власти субъекта РФ, а также муниципалитетами.

Данный опыт будет необходим в процессе принятия соответствующих Законов в субъектах входящих в состав Тюменской области ХМАО и ЯНАО.

В заключение, считаем необходимо отметить, что для успешного развития казачьих объединений в России необходимо развивать взаимодействие с Русской православной церковью. Без православия невозможно существование казачества, так как казачество выросло на мощном фундаменте православной веры. 14 октября 2009 года в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об особом Патриаршем водительстве российского казачества и необходимости его скорейшего воцерковления. Епископ Павлово-Посадский, викарий Московской епархии Кирилл благословлен на организацию централизованного окормления Русской православной церковью казачьих обществ. Определены войсковые и окружные священники, которые будут непосредственно работать с казаками. Решением Священного синода от 5 марта 2010 года создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

Примечание:

1. Соловьев Д.Н. Возрождение казачества и статус казаков // Военно-юридический журнал. 2011. N 5. С. 6 - 10.

Материал опубликован:  Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона: материалы межрегионального  круглого стола / под ред. И.С. Карабулатовой, В.Н. Евсеева – Тюмень: ООО «Печатник», 2012. – С. 20 – 24.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter