Печать
Просмотров: 3065

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В анная статья посвящена угрозам религиозной безопасности общества. На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Автором дается определение религиозной безопасности, а также констатируется факт того, что обеспечение безопасности общества в религиозной сфере является первостепенной задачей, стоящей перед российским государством.

In this article, the topic of religious security is viewed through such legal definitions as "danger" and "safety". The author gives the definition of "religious security" and he says that this problem requires legal means to solve it.

События, происходящие в современном мире, однозначно указывают на огромную роль религии в современном обществе. От религиозных убеждений отдельных социальных общностей или даже отдельно взятых людей зачастую зависят судьбы наций и государств. В связи с этим, обеспечение религиозной безопасности общества приобретает особую актуальность.

В настоящее время, термин религиозная безопасность не введен в научный оборот и не имеет официального определения, что само по себе представляет сложную полемическую проблему, над разрешением которой в данный момент ведется работа. По-нашему мнению, религиозная безопасность  – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз, в религиозной сфере.

В приведенном выше определении одними из ключевых элементов являются угрозы религиозной безопасности. От четкого понимания системы угроз зависит как сама дефиниция религиозной безопасности, так и система мер по её обеспечению.

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 № 2446-1 [по состоянию на 26 июня 2008 г.] в ст. 3 дается определение  угрозы, под которой понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Применительно к нашей теме угрозу можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, государства и общества в религиозной сфере, к которой можно отнести все общественные отношения, где религия является условием и основным или второстепенным фактором их возникновения.

Также угрозы по смыслу Федерального закона РФ «О безопасности» можно подразделить на внешние и внутренние.

Отдельной личности может грозить опасность ограничения свободы совести и вероисповедания. Это может быть запрет или ограничение исповедовать какую-либо религию, или наоборот навязывание каких-либо религиозных или атеистических убеждений. С потенциальным наличием подобных опасностей сегодня согласны все исследователи. Соответственно и гарантии обеспечения свободы совести и вероисповедания в законодательстве России достаточно хорошо проработаны и имеются практически во всех отраслях законодательства.

Но, по нашему мнению, личности может угрожать опасность, исходящая из религиозной сферы, даже если данная личность никакого отношения к религии не имеет. В частности, угроза жизни и здоровью человека может быть создана при совершении религиозным объединением экстремистской направленности террористического акта, или при совершении сатанистского ритуала. В том и другом случае пострадавшие могут быть людьми никакого отношения к религии не имеющими, что, однако, не является существенным для субъектов преступления. В любом случае, данные преступления будут относиться к религиозной сфере, так как мотивы и цели их совершения будут сугубо религиозными. Или же в качестве примера можно рассматривать практику некоторых религиозных сект по агрессивной пропаганде своих религиозных убеждений, когда сектанты ходят по квартирам, останавливают прохожих на улицах и тем самым создают неудобства для людей, исповедующих различные религии, или же не исповедующих никакой религии. И здесь мы сталкиваемся с той проблемой, что российский законодатель никак не защищает личность от подобных посягательств.

Конечно, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [по состоянию на 30 декабря 2008 г.] предусматривает ответственность, например, за убийство, но не содержит в числе обстоятельств, отягчающих наказание, культовый или ритуальный характер деяния, что, по нашему мнению, было бы вполне оправданным, так как преступления, совершаемые сатанистами из религиозных побуждений, представляют повышенную общественную опасность.

Вышесказанное касается внешних по отношению к личности опасностей, но, по нашему мнению, личности угрожают и внутренние (эндогенные) опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения. Примером может служить недавние события с «пензенскими затворниками».

Профилактикой и устранением такого рода опасностей должно заниматься государство, в частности, посредством организации качественного религиозного образования для всего населения страны или в отдельных случаях посредством изоляции от общества лиц, которые понимают религиозную жизнь извращенно.

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Изучение внутренних документов различных религиозных объединений показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств за счет территории существующих. Последователь такой религии ни в коем случае не будет отстаивать интересы Российского государства, как, впрочем, и любого другого.

Кроме того, существуют данные, что некоторые религиозные объединения активно используются иностранными спецслужбами в разведывательных целях и даже специально создавались для этого, что также является угрозой в религиозной сфере.

Особое внимание необходимо обратить, на то, что Федеральный закон РФ «О безопасности» особо выделяет среди объектов безопасности духовные ценности российского народа, что нашло свое отражение в работах ученых-правоведов.

Так, С.В. Козлов определяет религиозную безопасность как «состояние стабильного существова­ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России» [1, с. 7]. И далее он поясняет, что «основным объектом защиты в ходе обеспечения рели­гиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая ба­зируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных пред­почтений. Потеря авторитета традиционных религиозных организаций при­водит к тому, что деструктивный религиозный опыт получает неограничен­ное влияние на социум. В этой связи должна быть не только признана бес­спорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь» [1, с. 7].

Несмотря на неприемлемо узкое для нас понимание религиозной безопасности, мы полностью согласны с С.В. Козловым в части того, что утрата конфессиональных традиций  представляет для России серьезную опасность. Данная опасность может быть вызвана как внешними по отношению к российскому обществу, так и внутренними факторами. При этом негативное воздействие на российское государство в религиозной сфере может быть двояким.

С одной стороны это деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, которая может привести к расколу общества на мелкие группы по религиозному принципу, а с другой – это деятельность светских по своей сути структур иностранных государств, которые активно способствуют процессу максимальной поляризации российского общества в религиозной сфере.

Таким образам, можно констатировать факт того, что угрозы религиозной безопасности личности и государства имеют системный характер и требуют дальнейшего изучения и развития правовых средств нейтрализации.

 Материал опубликован в: Традиция. Духовность. Правопорядок: Материалы четвертой всероссийской научной конференции (22 – 23 мая 2009 года). – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2009. – 195 с.

Список литературы:

1. Козлов, Сергей Валерьевич. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02. - Ростов н/Д: РГБ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter