Печать
Просмотров: 6405

ОБЪЯСНЕНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ:
ВЕЧЕРНИ И УТРЕНИ.

Вечерня

Вобсудить на форуме Священном Писании, которое является для нас верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия и исповедующих Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, - Откровением и Словом Божиим, даны святые заповеди о любви к Богу и человеку. Одна из заповедей гласит: «Помни день субботний (седьмой), чтобы освящать его, шесть дней делай все дела твои, в день же седьмой – суббота - покой Господу Богу твоему».

В Новом Завете седьмым днем для христиан является воскресенье, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Христиане чтят этот день участием в Богослужении, оставлением суетных дел и забот.

По церковному уставу, воскресный день наступает в субботу вечером. Богослужение великой вечерни начинается с пения 103 псалма, в котором изображается картина сотворения Богом мира. Перед этим открываются Царские врата, священник с диаконом в полной тишине совершают каждение алтаря. Каждение символизирует сотворение мира действием Святаго Духа, сообщающего жизнь первозданной материи. После каждения, диакон выходит на амвон и приглашает к молитве всех присутствующих в храме возгласом: «Восстаните». Хор от лица всего народа отвечает: «Господи благослови». Священник, прославляя Святую Троицу, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Каждение всего храма и всех присутствующих означает, что все верующие нуждаются во всесильной помощи Божией и призываются к творению добрых дел. После каждения священнослужители заходят в алтарь. Закрываются Царские врата, что символизирует закрытие врат рая после трагедии грехопадения первых людей. Диакон выходит на амвон и произносит Мирную ектению, в которой от лица всех людей, невольно соучаствующих в грехопадении, просит Господа о помиловании. В 1-й кафизме, которая следует после Мирной ектении: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», раскрываются причины грехопадения и указываются средства для спасения. В следующем песнопении «Господи воззвах к Тебе, услыши мя», напоминается о ветхозаветных жертвах Богу, прообразовавших новозаветную жертву Христа Спасителя.

Во время пения стихир на «Господи воззвах» диакон вновь совершает каждение всего храма, чтобы освятить всех верующих благодатью Святого Духа. В воскресных стихирах раскрывается значение празднующегося события, в стихирах празднуемых в этот день святых прославляются их подвиги. Во время пения догматика, в котором прославляется девство Божией Матери и содержится учение о Боговоплощении Сына Божия совершается малый вход с кадилом. Перед этим открываются Царские врата и из Северных дверей алтаря выходит свещеносец, прообразующий свет Ветхозаветных пророков, за ним идет диакон, символизирующий св. Иоанна Предтечу и священник, являющий образ Христа Спасителя. Диакон перед Царскими вратами делает кадилом крестное знамение, обозначающее, что через крестные страдания Спасителя людям вновь открыт вход в Царствие Небесное, закрытый грехопадением прародителей. Хор поет «Свете Тихий святыя славы…», в котором повествуется о явлении на Иордане Христа Спасителя, Его крещении от Иоанна и явлении Святой Троицы.

Далее возглашается прокимен (стих дня), на середине храма читаются паремии - пророчества о Господе Иисусе Христе и Божией Матери. После паремий возглашаются две ектении: сугубая и просительная, где верующие просят у Бога земных и небесных милостей. Затем священнослужители выходят в притвор для сугубого моления - литии. Четыре прошения произносит диакон, а пятое заключительное - священник. Молящиеся в это время возносят Богу прошения о живых и усопших близких и сродниках. Далее при пении хором стихир праздника священнослужители переходят в центр храма. Поется молитва праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко по глаголу Твоему с миром…», в которой каждый человек настраивается на память смертную и ответ перед Богом за все свои дела, слова и помыслы. После чтения «Трисвятого» по «Отче наш» в воскресный день трижды поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…», а в другие великие праздничные дни – тропарь праздника и совершается троектратное каждение вокруг столика с пятью хлебами. Над хлебами, пшеницей, вином и елеем читается молитва благословения, в которой вспоминается чудесное насыщение Христом в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек и просится, чтобы Господь преумножил эти земные дары в том городе, где совершается Богослужение. Пением 33 псалма «Благословлю Господа на всякое время…» и возгласом священника: «Благословение Господне на вас…» заканчивается Вечерня и начинается Утреня.

{mospagebreak}

Утреня

Утреня начинается с малого словословия, которое воспевали ангелы при Рождении Спасителя. Затем чтец читает шесть покаянных псалмов. В это время в знак греховной тьмы, которая окутала все человечество, в храме тушатся свечи и свет. В половине шестопсалмия выходит священник на амвон и читает особые священнические молитвы. Он символизирует Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в Синайской пустыне. Последний 142 псалом «Не вниди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается перед Тобою ни один из живущих…. и Дух Твой Благий наставит мя на землю правды», напоминает о последних днях мира, пришествии Господа и Страшном Суде.

Диакон после шестопсалмия на солее произносит мирную ектению и «Бог Господь» со стихами, что означает явление Бога Слова Сына Божия Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Хор поет тропари праздника, а чтец читает 2 кафизмы. На воскресной утрени читается вторая и третья кафизмы, где говорится о страданиях Спасителя и Его Воскресении.

После кафизм и малой ектении духовенство выходит на полиелей. Полиелей – это самая торжественная часть Богослужения, символизирующая Воскресение Господа, поются псалмы 134 и 135 «Хвалите имя Господне…».

На полиелее совершается каждение всего храма, читается Евангелие, все молящиеся поют стихиру «Воскресение Христово видевше…». Затем все молящиеся благоговейно прикладываются к Евангелию или иконе праздника и подходят к священнику для помазания святым елеем. В это время читается канон праздника, состоящий из девяти песней, в которых вспоминаются события ветхозаветной и новозаветной истории. Первая песнь пророка Моисея, напоминает о переходе израильского народа Божия через Чермное (красное) море при бегстве из Египта.

Вторая песнь поется только Великим Постом. Третья песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила. В четвертой песне пророк Аввакум, возвещает о пришествии в мир Спасителя. В пятой песне пророка Исаии, воспевается свет Невечерний, знаменующий явление в мир Мессии. В шестой песне пророк Иона прообразует тридневное погребение и воскресение Христа Спасителя. В седьмой песне говорится о трех отроках в печи Вавилонской, которые как и Неопалимая купина при Моисее прообразовали непорочное Рождество Христово.

В восьмой песне праведного Неемии говорится о знамении возжения священного огня на жертвеннике при восстановлении второго храма в Иерусалиме. В девятой песне прославляется Пресвятая Богородица. Ее Церковь называет «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

По девятой песне канона читается светилен, заключающий в себе моление о ниспослании Света и о просвещении нашего ума, поются стихиры на хвалитех. Священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Хор поет Великое славословие, в котром мы благодарим Бога за дарование нам Духовного Света, то есть Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением. Исполняется тропарь праздника и диакон возглашает две ектении: сугубую и просительную. В них мы просим о милости, жизни, мире, здравии и спасении нашим близким и дальним, а для себя мирного и безгрешного дня и христианской кончины, предаем жизнь нашу в руки Божии. Завершается Утреня отпустом священника, в котором мы испрашиваем, чтобы Господь, по молитвам Богородицы и святых, помиловал и спас нас. Чтец читает первый час.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter