Печать
Просмотров: 19962

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
ПО ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Уобсудить на форумеже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЛАВЯНЕ: ВЕНЕДЫ, АНТЫ, СКЛАВЕНЫ
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ СЛАВЯН ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ДРЕВНИХ АВТОРОВ
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПО ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ
3.1. Отношения с Византией
3.2. Отношения с иноплеменниками
3.3. Отношения между славянами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Древнее название славян – венеды – сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название «славяне» стало распространяться лишь полторы тысячи лет назад – в середине I тысячелетия по Р.Х. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предками современных западнославянских народов – польского, чешского и словацкого.

Особенно грандиозным было движение славян к югу – на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII веках после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов – болгар и народов Югославии – были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII веках еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие.

Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения. Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.

{mospagebreak}

ГЛАВА 1. СЛАВЯНЕ: ВЕНЕДЫ, АНТЫ, СКЛАВЕНЫ

Славяне были достаточно давно известны древним историкам, но преимущественно под другим именем[1]. Так, например, у Корнелия Тацита мы находим свидетельства о славянах, относящиеся к концу I века по Р.Х. Рассказывая о племенах, живших восточнее германцев, он среди них упоминает и о венедах. «Венеды переняли многое от певкинов, ради грабежей рыщут по лесам и горам, какие только существуют между певкинами и фенами»[2]. Один из исследователей историографии славян, В.В. Седов поясняет Тацита: «Тацит колебался, - говорит он, - относить ли венедов к сарматам или германцам. С одной стороны, венеды многое заимствовали из нравов и образа жизни певкинов, которые сильно перемешались с сарматами путем браков»[3], с другой – они имеет характерные отличия от сарматских племен: строят дома, в войне носят щиты, передвигаясь пешим ходом, причем очень быстро – «…все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне»[4].

Есть и иные свидетельства о славянах у других авторов: Плиния Старшего, Клавдия Птолемея. Однако для нас в рамках данной работы, прежде всего, важны сведения поздних хроник, принадлежащих готскому историку Иордану и византийскому автору Прокопию Кесарийскому, которые по содержанию более полны, а в географическом отношении более конкретны.

Византийский историк Прокопий из Кесарии в своем произведении преимущественно упоминает о славянах и антах. Историку VI века Иордану были известны венеды. Но есть основания полагать, что под этим этнонимом скрываются славяне. Сам Иордан поясняет подобное предположение. Он говорит, что «многолюдное племя венетов» было известно в его время под разными названиями, но «…все же преимущественно они называются склавенами и антами», а «…ныне, - продолжает готский автор, - известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов»[5].

В сочинениях византийских историков имеются сведения о различных сторонах жизни и быта славян. Вот как описывает славян Прокопий Кесарийский: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе»[6].

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно заключить следующее. Венеты, анты, склавены – это родственные между собой этнические группировки, которые в настоящее время объединены под общим этнонимом славяне. Эти славяне ранее носили различные наименования «…соответственно различным родам и местностям…»[7], как заявляет Иордан.

{mospagebreak}

ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ СЛАВЯН ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ДРЕВНИХ АВТОРОВ

Некоторые свидетельства о местоположении древних славян мы находим в произведениях авторов I и II веков по Р.Х. Это – Тацит, Плиний Старший и Клавдий Птолемей, который, сообщая сведения о расселении славян, использовал сочинение географа I века по Р.Х. Марина Тирского, к сожалению, не дошедшее до нашего времени[8].

Седов В.В. в своем исследовании о славянах, на осноавнии данных Птолемея, поясняет: «…венеды – одно из крупнейших племен Европейской Сарматии, пределом которой на западе была река Висла (Вистула). У ее истоков начиналась уже территория германских племен. С юга Сарматию ограничивали Карпатские горы и северный берег Понта (Черного моря), а с севера – Венедский залив Сарматского океана (побережье Балтийского моря)»[9].

Иное сообщение – сообщение Тацита о соседстве венедов с певкинами, позволяет венедов сосредоточить «…между побережьем Балтийского моря и территорией певкинов и бастарнов, то есть в бассейне Вислы»[10].

Большие реки, поскольку они были хорошими и единственными ориентирами в малоизвестных странах, давали возможность древним авторам определять границы между народами. «Так, рубежом между Германией и Сарматией для римлян была Висла; границей между Галлией и Германией – Рейн; земли антов по Иордану простирались «до Данапра»…»[11].

Сведения о славянах середины I тысячелетия по Р.Х. более значительны и разнообразны. Прокопий Кесарийский, излагая некоторые подробности из жизни антов и славян, локализует их, с одной стороны, на северном берегу Истра[12] (нижнего Дуная), с другой – к северу от утригуров[13], обитавших по побережью Меотиды (Азовского моря). «Таким образом, получается что антам принадлежали области Причерноморья между нижним Дунаем и Приазовьем, где уже обитали тюркские племена кутригуров и утригуров»[14].

К середине VI века славяне уже расселились на широких пространствах Европы и были известны под именами венедов, славян и антов. «Склавены, - повествует Иордан, - живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север – до Висклы… Анты же… распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину…»[15]. Таким образом, славяне в VI веке заселяли широкую полосу, простирающуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.

ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПО ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ

« VI век ознаменован тремя группами явлений, определивших новое направление славянской жизни: во-первых, благодаря развитию производительных сил, родовой строй к этому времени у большинства племен достиг своего наивысшего развития и порождал уже такие противоречия, которые подготавливали возникновение классовых отношений; во-вторых, для усиливавшихся племенных дружин открывалась, в результате великого переселения народов, возможность далеких походов в богатые южные страны и даже, поселения в них. Третьей особенностью этой эпохи является обилие кочевых орд в степях, воинственных и плохо управляемых, представлявших постоянную и грозную опасность для всех славянских племен лесостепи. Взаимодействие этих трех разнородных явлений, связанных как с внутренним развитием, так и с внешней обстановкой, привело к очень важному результату – отдельные разрозненные славянские племена, которых в Восточной Европе было, вероятно, около полутораста, стали объединяться в крупные союзы»[16]. Эти направления и послужили отправной точкой во взаимоотношениях славян с Византией и другими воинственными племенами.

3.1. Отношения с Византией

Свет на взаимоотношения славянских племен с Византийской империей проливают сочинения вышеназванных авторов середины I тысячелетия по Р.Х. – Прокопия Кесарийского и Иордана.

В тринадцатый год (547-548) войны, которую описал Прокопий «…был некто Хильбудий, близкий к императорскому дому, в военном деле человек исключительно энергичный… Этому Хильбудию было приказано следить за тем, чтобы жившие по Истру варвары не переходили реку. Дело в том, что жившие по Истру варвары, гунны, анты и славяне, часто совершая такие переходы, наносили римлянам непоправимый вред. Хильбудий настолько был страшен варварам, что в течение трех лет, пока он был облечен званием военачальника, не только никто из варваров не осмеливался перейти Истр для войны с римлянами… Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обычаю перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Римляне потерпели поражение… Погиб Хильбудий. После этого река навсегда стала доступной для переходов варваров по их желанию и римская область совершенно открытой для их вторжения… В то время, когда все это происходило, император Юстиниан, отправив некоторых лиц послами к этим варварам, предлагал им поселиться в древнем городе, по имени Туррис, расположенном у самого берега реки Истра. Этот город построил римский император Траян, но он уже издавна был покинут, так как местные варвары его постоянно грабили. Император Юстиниан соглашался одарить их этим городом и окружающей его областью, так как искони она принадлежала римлянам, обещает, что будет жить с ними, всячески стараясь сохранить мир, и даст им много денег с тем только, чтобы на будущее время они клятвенно обещали соблюдать с ним мир и всегда бы выступали против гуннов, когда те захотят сделать набег на римскую империю. Варвары все это выслушали, одобрили и обещали сделать все это…»[17]

{mospagebreak}

« Приблизительно в это время, - продолжает Прокопий, - войско славян, перейдя реку Истр, произвело ужасающее, опустошение всей Иллирии; вплоть до Эпидамна, убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, так как их никто не защищал, славянам удалось взять; они разбрелись по всем окрестным местам, свободно производя опустошения. Начальники Иллирии с пятнадцатитысячным войском следовали за ними, но подойти к неприятелям близко они нигде не решались…»[18]

В пятнадцатый год (549-550) войны «…войско славян, собравшись не больше чем в три тысячи человек, перешло через реку Истр, не встретив ни с чьей стороны противодействия, и затем без большого труда, перейдя реку Гевр, разделилось на две части. В одной части было тысяча восемьсот человек, вторая включала всех остальных. Начальник римского войска в Иллирии и Фракии вступили с этими войсками в открытое сражение, но хотя эти части и были разъединены, однако римляне были разбиты благодаря их внезапному нападению, одни из них были убиты, другие в беспорядке бежали. После того как начальники римлян были, таким образом, разбиты обоими отрядами варваров, хотя варвары по численности были намного слабее римлян, один из неприятельских отрядов вступил в сражение с Асбадом. Это был воин из отряда телохранителей императора Юстиниана… славяне… очень многих убили, Асбада же взяли живым в плен, а потом убили, бросив в горящий костер, предварительно вырезав из кожи на спине этого человека ремни. После этого они стали безбоязненно грабить и все эти местности и во Фракии и в Иллирии… Эти славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город, по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Город этот был первым на фракийском побережье и от Византии отстоял на двенадцать дней пути»[19].

В дальнейшие годы войны «…пока Герман (племянник императора) собирал свое войско в Сардике, городе Иллирии, и приводил его в порядок, заготовляя усиленно все что нужно было для войны (против готов), огромная толпа славян, какой никогда раньше не бывало, явилась на римскую территорию. Перейдя реку Истр, они подошли к городу Наису. Когда немногие из них, отделившись от войска, стали блуждать в одиночку по этим местам, некоторые из римлян захватили их и, связав, стали допытываться, чего ради это войско перешло через Истр и что они собирались сделать. Славяне твердо заявили, что явились сюда, чтобы осадить и взять Фессалонику и города вокруг нее. Когда об этом услыхал император, он пришел в большое беспокойство и тотчас приказал Герману отложить поход на Италию и защищать Фессалонику и другие города и отразить, насколько он сможет, нашествие славян. Из-за этого Герман задержался. Славяне же, узнав точно от пленных, что Герман находится в Сардине, почувствовали страх. Среди этих варваров Герман пользовался большой известностью…»[20]

Чуть позже «…славяне… получили полную возможность беспрепятственно вторгаться в пределы империи… Многие подозревали, что Тотила, подкупив этих варваров крупными денежными суммами, направил их на римлян с тем, чтобы императору было невозможно хорошо организовать войну против готов, будучи связанным борьбой с этими варварами… Разделившись на три части, эти варвары причинили всей Европе неслыханные бедствия, грабя эти местности… Позднее, император послал против них отборное войско… Славяне стояли лагерем на горе, которая тут возвышалась, римляне – на равнине, немного поодаль. Так как уже прошло много времени, как они сидели так друг против друга, то римские воины стали выражать нетерпение… Под их давлением военачальники начали сражение. Произошел сильный бой, и римляне были разбиты наголову… Варвары, не обращая внимания на римское войско, двинулись дальше… Таким образом, опустошив большую область, варвары подошли к «Длинным стенам», которые отстоят от Византии немного больше одного дня пути…»[21]

Эти и другие свидетельства Прокопия явно говорят сами за себя. Славяне на протяжении долгого времени вторгались в земли Восточной Римской империи с целями: наживы или освоения новых территорий. Причем цели оправдывали средства. Славяне сметали все на своем пути, убивали, не разбирая ни пола, ни возраста.

Но было время, когда славянские племена выступали на исторической сцене в качестве федератов Византии. Подобные факты, кроме вышеуказанных у Прокопия, приводит в своем исследовании Рыбаков Б.А. Основываясь на сообщении в летописи преподобного Нестора об основателе русской столицы, он пишет: «…Нестор сообщил очень интересные сведения, почерпнутые им из устных эпических сказаний: Кий был князем Полян и ездил в Царьград, где был обласкан императором Византии. Из Константинополя князь Кий поехал на северную окраину империи к берегам Дуная и построил там крепость, в которой предполагал обосноваться вместе со своими соплеменниками. Однако другие славянские племена, жившие на Дунае, вынудили Кия и его полянские дружины бросить крепость Киевец на Дунае и возвратиться в свой родной Киев на Днепре, где Кий и умер, оставив своих потомков княжить в Полянской земле до конца IX века. К нашему сожалению, летописцу осталось неизвестным имя того императора, гостем которого был полянский князь. Можно считать, что поездка славянского князя к императору, постройка им города на Дунае, войны с «дунайцами» и возвращение в свои земли – все это очень характерно только для одного столетия византийской истории – для VI века, когда император Юстиниан нанимал на свою службу отдельных славянских князей и строил города на Дунае для борьбы с многочисленными «дунайцами», стремившимися прорваться внутрь империи»[22].

{mospagebreak}

3.2. Отношения с иноплеменниками

Отношения славянских племенных союзов с иными этносами зависели, в основном, от интересов, непосредственно касающихся жизни тех и других.

Иордан и Прокопий из Кесарии в своих хрониках приводят сообщения о том, как сталкивались интересы славян, в частности, с племенами герулов и готов. Как рассказывает византийский автор, однажды «…на пути во Фракию эрулам было суждено совершенно неожиданно оказать римлянам великое благодеяние. Случилось, что незадолго перед тем большой отряд славян, перейдя реку Истр, стал грабить тамошние места и забрал в рабство большое количество римлян. Эрулы неожиданно напали на них и, сверх ожидания, победили их, хотя славяне намного превосходили их численностью. Они перебили их, а всех пленных отпустили, дав им возможность возвратиться домой»[23].

Иордан сообщает, что «…славный подчинением столь многих [племен], Германарих не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось – в остальной своей части – его власти… По воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху.

После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха»[24].

По смерти Германариха, - продолжает Иордан, - «…Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных…»[25].

Безусловно, в ту эпоху велась борьба за выживание. Так или иначе, каждому из представленных в истории этносов приходилось доказывать свое право на существование или посредством своей силы, или полагаясь на силу других. Славянам приходилось и побеждать, и быть побежденными. Но право на свое бытие они отстояли.

3.3. Отношения между славянами

Из сочинения Прокопия Кесарийского видно, что отношения между племенами самих славян (славян и антов) были не всегда миролюбивы. Об этом рассказывает один вышеуказанный эпизод, о котором упоминает Прокопий. Дело в том, был один человек по имени Хильбудий – римский полководец, человек доблестный, которого боялись варвары. Именно так называет Прокопий все племена, окружавшие Византийскую империю. «Жившие по Истру варвары, гунны, анты и славяне, часто совершая переходы через реку, наносили римлянам непоправимый вред. Хильбудий настолько был страшен варварам, что в течение трех лет, пока он был облечен званием военачальника, не только никто из варваров не осмеливался перейти Истр для войны с римлянами, но сами римляне, неоднократно переходя под начальством Хильбудия в земли по ту сторону реки, избивали и забирали в рабство живших там варваров. Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обычаю перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Битва была жестокая; пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий. После этого река навсегда стала доступной для переходов варваров по их желанию и римская область совершенно открытой для их вторжения. Спустя некоторое время анты и славяне рассорились между собой и вступили в войну. Случилось так, что в этой войне анты были побеждены врагами»[26].

Таким образом, понятно, что славяне иногда, может быть часто, нарушали родственный мир. Однако, имея родственные узы и одни цели, тем не менее, во всех своих выступлениях они стремились действовать слаженно и единодушно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо обратить внимание на следующее положение. По мысли Седова В.В. произведение Прокопия из Кесарии замечательно тем, что является источником по этногеографии племен Северного Причерноморья; сочинение готского историка Иордана – источник по проблеме изучения этногенеза славян; остальные хроники, как византийских авторов, так и сирийских, имеют значение исторических источников. Но невозможно не отметить и тот факт, что в описании представленной нами в данной работе эпохи (середина I тысячелетия по Р.Х.) использованные источники имеют первенствующее значение.

ССЫЛКИ

1. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: «Наука», 1979, с. 29.
2. Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Т.I. Анналы. Малые произведения. / Перевод А.С. Бобовича. – Л.: «Наука», 1969, с. 372.
3. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. Цит. соч., с. 30.
4. Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Т.I. Анналы. Цит. соч., с. 373.
5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. Е. Ч. Скржинской. – Спб., 1997, с. 68, 85.
6. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 14. / Пер. С. П. Кондратьева. – М.: «Арктос», 1996.
7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. Е. Ч. Скржинской. – Спб., 1997, с. 68.
8. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: «Наука», 1979, с. 30.
9. Там же, с. 30.
10. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: «Наука», 1979, с. 30.
11. Там же, с. 30.
12. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 14, 40.
13. Там же, книга IV: глава 4.
14. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. Цит. соч., с. 31-32.
15. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Цит. соч., с. 68.
16. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: «Наука», 1964, с. 8-10.
17. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 14.
18. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 29.
19. Там же, книга III: глава 38.
20. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 40.
21. Там же, книга III: глава 40.
22. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: «Наука», 1964, с. 8.
23. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 13.
24. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Цит. соч., с. 85.
25. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Цит. соч., с. 108, 109.
26. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III. Глава 14.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. Е. Ч. Скржинской. – Спб., 1997.
2. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. / Сочинения в 2-х томах. Т. I. Анналы. Малые произведения. Перевод А. С. Бобовича. – Л.: «Наука», 1969.
3. Мавродин В.В. «Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности». – М., 1971.
4. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: «Наука», 1964.
5. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: «Наука», 1979.
Литература Интернета:
1. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop: Прокопий Кесарийский. Война с готами. / Пер. С. П. Кондратьева. – М.: «Арктос», 1996.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter