УЧАЩИЕСЯ ДУХОВНЫХ ШКОЛ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В 1905 — 1907гг.

Воспитанники семинарии нач. XXв.     Революция 1905 — 1907 годов оказала заметное влияние на духовную школу Тобольской губернии. В новой социально-политической ситуации был нарушен устоявшийся уклад школьной жизни, произошел резкий всплеск ученического движения. Пожалуй, впервые в истории духовного; образования отчетливо обозначилось противостояние значительной части учащихся властям, к учебному начальству. Для провинциальных Тобольска и в особенности Ишима эти события являлись одними из наиболее важных в их общественно-политической жизни тех лет. По признанию тобольского вице-губернатора А. Н. Тройницкого, «брожение» в Ишимском духовном училище оказалось «единственным, что действительно взбудоражило город и в течение нескольких месяцев привлекало всеобще внимание».

    Схожая картина наблюдалась и в других районах Сибири. Здесь выступления семинаристов и учащихся епархиальных и духовных учебных заведений, как правило, получали не менее широкий отклик, чем забастовки рабочих или служащих, и рассматривались современниками как неординарные. Тем не менее данная тема не получал адекватного отражения в сибирской историографии.

    Прежде всего нуждается в уточнении трактовка побудительных мотивов ученического движения, многообразие которых вряд ли сводилось к психологии протеста против господствовавшей в духовной школе «иезуитской система взаимного шпионажа и доносов» или стремления преподавателей «развить в своих воспитанниках чувство индивидуализма, воспитать ненависть к борцам за народное дело» и т. п. Сами эти качества были глубоко чужды русскому православию и, если к ним апеллировали отдельные участники ученического движения, то очевидно, что делалось это исключительно в политических интересах и не отражало мнения большинства. Характерно, что в коллективных заявлениях учащихся, поднимавших самые острые и злободневные вопросы воспитания и образования, подобные обвинения в адрес духовной школы никогда не выдвигались.

    Наиболее полно требования учащихся духовной школы изложены были в петиции тобольских семинаристов, переданной 15 октября 1905 года ректору о. Николаю, (М. И. Богояленский). Часть, содержавшихся в петиции, предложений, безусловно носила позитивный характер. В первую очередь это касалось введения преподавания одного из современных европейских языков, расширения курсов математики, физики и новейшей литературы, отмены дисциплинарных взысканий, расширения самоуправления и инициативы учащихся в организации кружков самообразования и собраний без контроля начальства, неприкосновенности ученической корреспонденции, свободного посещения театра, концертов и т. д.

    Другие предложения и требования были либо спорными, либо неприемлемыми: объединить семинарию и Духовное училище, передать в полное ведение семинаристов фундаментальную библиотеку, отменить преподавание некоторых специальных курсов, а также греческого и латинского языков, отказаться от ежегодных переводных экзаменов (кроме 8 и 10 классов), упразднить преимущества которыми пользовались при поступлении в духовную школу дети священнослужителей и ряд других.

    До удовлетворения этих требований семинаристы прекратили посещение занятий и создали исполнительное бюро, которое координировало их действия. Под руководством бюро движение протекало организованно и без инцидентов. На это обратили внимание даже жандармские власти. Как указывалось в донесении начальника губернского жандармского управления, семинаристы «держат себя корректно и совершенно спокойно». Такого же мнения был и ректор тобольской семинарии, первым оказавшимся перед огнем критики своих воспитанников.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter