С начала XVIII века происходят важные изменения в положении Духовенства. Упразднение патриаршества и учреждение синодального управления поставило руководство церкви в подчиненное положение светской власти. Начиналась секуляризация церковных имуществ и доходов. С другой стороны, после первой ревизии духовенство включается в состав привилегированных сословий — освобождается от воинской повинности и податей, от телесных наказаний. Постепенно духовенство становится достаточно замкнутым, полунаследственным сословием, государство стремится регулировать все стороны его деятельности.

    Вместе с тем, молодая сибирская церковь все это время испытывала острый недостаток квалифицированных священнослужителей, священники в большинстве своем были малограмотные, едва умевшие отправлять церковную службу, при том не отличались высокой нравственностью.

    В современной историографии из работы в работу переходит утверждение о том, что Петр I, начиная преобразования и желая развития в стране системы образования, хотел использовать для этого духовенство и с, этой целью способствовал открытию духовных учебных заведений. Само по себе такое утверждение не лишено смысла, но взятое отдельно, оно затушевывает более глубокие предпосылки развития духовного образования, объясняет лишь внешнюю сторону процесса становления системы образования в России.

    Сильнейшим фактором такого становления стала сама православная церковь, рассматривающая учебные заведения и обучение как средство христианского просвещения.

    Намерение открыть в Сибирской епархии учебное заведение просматривается в конце XVII столетия. Архиерей Игнатий Римский-Корсаков (? — 1701) имел в это время специальный царский указ «учения ради словенской грамоты построить училище». Наказ «...построить на Софийском дворе или где прилично училище и велеть учить в нем поповских, дьяконских и церковных причетников" детей словенской грамоте» получил и дворянин А. И. Городецкий, отправляясь в Тобольск на должность приказных дел судьей. Усилиями последнего, а также попечительством воеводы М. Я. Черкасского была открыта первая в Сибири школа, по мнению А. Н. Копылова, «вероятнее всего, 1701 года». Как считает А. Т. Шашков, школа носила светский характер, но в таком качестве действовала недолго.

    Прибывший на Тобольску кафедру митрополит Филофей (как свидетельствуют документы — 4 апреля 1702 года) почти сразу же по прибытию перенес школу на Софийский двор и она приобрела чисто духовный характер. Но светское училище было закрыто не сразу: по приказу М. Я; Черкасского для него было выстроено новое здание в городе. В следующем, 1703 году существование двух школ — светской и духовной — было узаконено специальной царской грамотой. Однако еще через год, воеводское училище все же было передано грамотой Сибирского приказа в ведение митрополита.

    Архиерейская духовная школа внесла большой вклад в развитие культуры Сибири. Хотя в нее принимали только детей церковнослужителей и обучали преимущественно начальной грамоте, именно она послужила основой для возникновения первого в Сибири высшего учебного заведения (для того времени) — семинарии, а затем — создания широкой сети духовных училищ и школ.

    Сама семинария, открытая на базе архиерейской школы в 1743 году, давала не только духовное образование, но и была способна удовлетворить многие другие потребности народной жизни. Так, уже в XVIII веке в ней, кроме обычных, действовали экстраординарные классы — иконописания, татарского языка. В 1802 году в семинарии был открыт медицинский класс, немного позднее — вводятся уроки по народной медицине. 21 ноября 1866 года состоялось торжественное открытие епархиального женского училища.

    Система духовного образования сыграла заметную роль в становлении светского образования. Когда в 80-е годы XVIII века правительство приняло решение об учреждении главных и малых народных училищ, выпускники и учащиеся семинарии в основном обеспечили состав учительских кадров большинства новых учебных заведений от Перми до Барнаула.

Н.С. ПОЛОВИНКИН
(Тюмень)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter