Честь нового открытия школы и одновременно с открытием преобразования ее в семинарию принадлежит вечно памятному для Тобольской семинарии митрополиту АнтониюII Нарожницкому. Назначенный на Тобольскую митрополичью кафедру 26 сентября 1742 года, митрополит Антоний прибыл в Тобольск 19 февраля 1743 года, и с первого же месяца своего пребывания в Тобольске горячо занялся делом устройства семинарии. 12 марта митрополит разослал по всем заказам строгий указ, которым требовал, чтобы все священно-церковно-служительские дети, в возрасте от 8 до 18 лет, были представлены во вновь о открываемую им Тобольскую семинарию. Исполнение указа не заставило себя ждать: волей или неволей ученики начали собираться в Тобольск. Когда начались в семинарии учебные занятия, с точностью неизвестно. Сохранившиеся до нас архивные данные указывают лишь на то, что в августе занятия уже были и на первых порах велись одним только приехавшим с митрополитом учителем Василием Русановичем.
Основав Тобольскую семинарию, митрополит Антоний в высшей степени энергично занялся ее дальнейшим устройством: он выстраивает для семинарии новое помещение, вызывает из Киева новых учителей, расширяет курс, приобретает и жертвует книги для семинарской библиотеки, не щадя усилий заботится о средствах к содержанию учителей и учеников. Нужно только удивляться, каким образом в короткое, менее чем шестилетнее († 9 октября 1748 год), управление Тобольской епархией митрополит Антоний успел так много сделать для семинарии. И труды его не пропали даром: еще при своей жизни митрополит имел утешение слышать проповеди собственного составления учеников его семинарии.
Подводя итоги деятельности преосвященного Антония Нарожницкого в отношении семинарии, мы должны сказать, что благодаря его неусыпным трудам Тобольская семинария сразу встала на твердую почву и преемникам его по архипастырскому служению в Тобольске оставалось лишь поддерживать уже поставленное им на ноги учреждение.
История открытой в 1743 году Тобольской семинарии распадается на несколько периодов. Первый из них простирается с года основания семинарии до 27 октября 1818 года, когда семинария была преобразована по уставу 1814 года.
Характерная особенность этого периода заключается в том, что семинария, хотя и состояла под общим ведением Св. Синода, но в непосредственной зависимости находилась от епархиальных преосвященных, которые определяли и устраивали все стороны ее жизни.
Очерк состояния семинарии в первом периоде.
При митрополите Антонии на первых порах были открыты только низшие классы семинарии: аналогия или фара, инфима, грамматика и синтаксима; в 1745 году открыт класс пиитики, в 1748 году — класс риторики. Открытие философского класса относится ко 2-й половине 1758 года или к первой — 1759 года. Открытие богословского класса последовало, вероятно, в 1764 году. Таким образом с 1764 года семинария имеет полный состав классов. Все указанные классы носили название ординарных. Кроме ординарных были еще классы экстраординарные: исторический, географический, греческий, татарский, класс высшего красноречия, математический, немецкий, французский, медицинский и рисовальный. Экстраординарные классы были открыты в разное время и иногда за неимением учителей, на более или менее продолжительное время закрывались. Обучение производилось на латинском языке. Кроме изучения уроков, «студенты» философии и богословия писали и произносили проповеди, составляли различные трактаты и диссертации на латинском и русском языках, а ученики младших классов составляли хрии «прямые и превращенные», писали латинские и русские стихи и переводы с латинского языка на русский и обратно. Учителями семинарии, за немногим исключением, были сибиряки, получившие образование в Тобольской же семинарии. В младших классах весьма часто в качестве учителей являлись ученики или «студенты» старших классов — еще во время прохождения ими семинарского курса. В конце периода некоторых из лучших учеников, для продолжения образования, семинарское начальство посылало в Александро-Невскую семинарию, Казанскую (дореформенную) и Московскую академии, — и по возвращении их в Тобольск представляло им в семинарии учительские должности. Таких учителей, получивших образование в названных заведениях, до 1818 года было пятеро: Земляницын, Словцов, Мансветов, Андреев и Дергачев. Обучались в семинарии дети священно-церковно-служителей нынешних епархий Тобольской, Томской, Енисейской и частью Пермской и Оренбургской. Как везде, так и в Сибири, духовенство отдавало своих детей в семинарию с большою неохотою, и, несмотря на строгие указы епархиального начальства, штрафы и наказания, под разными, иногда очевидно вымышленными, предлогами старалось или совершенно уклониться от представления детей в семинарию, или только от представления их к тому или другому назначенному сроку. Особенно часто в этом случае ссылалось духовенство на болезненное состояние своих сыновей. В рапортах и прошениях почти постоянно встречаются выражения: «сын мой частовременно одержим болезнию, называемою золотухою, в голове бывает частовременно ломота и шум, закладывая уши, и ничего не слышит; а сверх того нередко в животе бывает пресильная боль»; или: «имеет в голове ломоту, называемою золотухою, от чего из уха временно материя течет, природную грыжу в левом паху, от чего иногда высыпаются чрева». Более серьезным характером отличались ссылки на недостаток средств, дальность расстояния, неудобство и опасность путей сообщения. Но и за вычетом так или иначе отклонившихся от обучения число учеников семинарии в рассматриваемый период было весьма значительно, доходя иногда до 700 человек.