ЧАСТЬ 3. ДОБРОДЕТЕЛЬ - РАЗВИТИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ.

     Прежде чем говорить о том, как развивается в человеке добродетель, рассмотрим, что она есть в своей сущности.

     Что такое добродетель? Рассуждая на этот вопрос полнокровно не могли даже ответить богомудрые святые мужи-богословы. «Люблю я добродетель, - говорит святой Григорий Богослов, - однако ж это не научило меня тому, что такое добродетель и откуда она придет ко мне, который так много любит ее. А неудовлетворенное желание мучит»[62]. Святой Исаак Сирин говорит, что: «Делание добродетели есть хранение заповедей Господних»[63]. «Добродетель, собственно, не что иное есть, как исполнение воли Божией»[64], - вторит ему святой Симеон Новый Богослов.

     Святые Отцы, согласно отзываясь о добродетели называют ее в своих творениях и некоей «красотой», нечто «прекрасным», «художеством», «соразмеренностью» во всем и т.п. Характеризуя добродетель подвижники говорят, что она противоположность пороку, который есть безобразие, неумеренность, излишество и т.д. Следовательно, жизнь человека становится добродетельной в том случае, когда он деятельно начинает удаляться от греха путем стремления приблизиться, или лучше сказать, уподобиться Богу. Учитель Церкви святой Григорий Нисский так и пишет, что: «Идущий путем истинной добродетели не инаго чего причастен, как Самого Бога... Который ...есть всесовершенная добродетель»[65]. Далее святитель говорит, что жизнь добродетельная ведет человека к единению с Богом, конец которой «...есть уподобление Божеству»[66].

     По словам святого Иустина Мученика, «мы научены, что бессмертия достигнут только те, которые приближаются к Богу святостью жизни и добродетелию»[67].

     Из этого выходит, что союз любви человека с Богом возможен и действительно бывает тогда, когда Бог находит в нас черты сходства с Собою, в нашем нравственном состоянии и направлении сил души. «Бог и Отец удостаивает Своего лицезрения и познает только тех одних, которые имеют духовное сродство с Сыном»[68], учит святой Кирилл Александрийский. Стремление же человека уподобиться Богу в Священном Писании называется святостью, к которой нас призывает Господь: «Будьте Святы, как и Я Свят», или в другом месте святой апостол Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12,14). Поэтому можно сказать, что от стремления человека к святости жизни проистекают и добродетели, как средства; и в тоже время как проявления внутреннего стремления человека во вне.

     Люди, достигшие высоты доброделания приходят в состояние святости и блаженства, что и есть высшее благо для человека. По мысли святого Василия Великого «кто через подражание Божию бесстрастию утвердил в своей душе образ Божий, тот уподобился Богу, и приобрел подобие Божией жизни и в силу этого постоянно пребывает в вечном блаженстве»[69].

     Учение о богоподобии и стремлении к святости жизни проходит красной нитью через все святоотеческие творения, которые направляют человека по правильному пути добродетели. В начале учения Святые Отцы говорят, что: «естество Божие - источник всяческой добродетели..., а конец добродетельной жизни - приобщение Бога»[70].

     Итак, рассмотрим, какие бывают добродетели, каким образом они развиваются в душе человека и как можно различить истинную добродетель от ложной.

3.1. Естественные добродетели.

     О естественных добродетелях хорошо говорит в своем «Шестодневе» святой Василий Великий, который, иллюстрируя многочисленными примерами жизнь и чувства животных, проводит аналогию с жизнью и чувствами людей.

     «И в нас есть естественные добродетели, - говорит он, - с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь; так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла... По этой причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Эти добродетели душе более свойственны, чем телу здоровье.

     Чада любите отцов; родители, не раздражайте чад (Еф. 6,4). Не то же ли говорит и природа? Не новое что советует Павел, но скрепляет узы естества. Если львица любит рожденных ею и волк вступает в бой за своих волчат, что скажет человек, и заповедь преступающий и природу искажающий, когда или сам не уважает старости отца, или отец, вступивший во второй брак, забывает прежних детей... У бессловесных неодолима взаимная любовь между детьми и родителями, потому что создавший их Бог вознаградил их недостаток разума избытком чувств...

     Что же скажут те, которые не только не любят сотворившего и питающего их Господа, но и в числе друзей имеют глаголющих неправду на Бога, одной приобщаются с ними трапезы и при самом вкушении пищи терпят хулы на Питающего?»[71] Можно сказать, что этими превосходными примерами святого учителя Церкви, объясняется, почему мы и в язычестве находим высшие образцы добродетели, подобные христианским.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter