2.4. Влияние страстей через помыслы на душу.

2.4.1. Развитие страстей.

     Низшие душевные силы и физические потребности человека, получив в нем преобладание, вследствие ослабления духа разбрелись в разные стороны, увеличились в своей численности. По учению святителя Феофана Затворника, каждая и простая и естественная потребность может развиться в греховную страсть, разветвляясь на множество других производных потребностей через привычку и пристрастия к разным способам ее удовлетворения. «Душа и тело, - говорит святитель Феофан, - имеют множество потребностей, из коих каждая распложает множество желаний, по множеству предметов, гожих к их удовлетворению»[38]. Это видно и в современном мире, дух которого направлен лишь на удовлетворение своих плотских желаний, получать одно лишь чувственное удовольствие. Практика показывает, что удовлетворение потребности в таком случае не успокаивает человека, а еще «более и более раздражает его, и он не зная меры, не только переходит границы естественной необходимости, но и входит прямо в противоположность»[39].

2.4.2. Добрые и злые помыслы - их происхождение.

     Всякая греховная страсть, по учению Святых Отцов становится властелином порабощаемого ею человека именно через помыслы, так что причина какой-либо страсти заключается в предшествующем порабощении ума помыслом или, другими словами, «прилогом». Сущность нравственного зла именно в том и состоит, что люди по собственной воле уклонились от «достодолжного помысла»[40]. И святитель Феофан Затворник говорит, что велик был грех прародителей не в преслушании Бога и вкушения плода, а в том, что их ум посредством обольщения сатаны был пленен греховным помыслом гордости - «станем как боги»[41].

     Именно с этого времени помыслы души, до этого направленные к Богу, отвратились от любви Божией, разсеялись и смешались с помыслами вещественными и земными. «Вот почему душа, непричастная божественной благодати, наполняется всяким зловонием лукавых помыслов»[42]. Из этого следует, что в человеке есть зло, обитающее и действующее в сердце, внушая лукавые и нечистые помыслы. Человек прижил в себе обольстившего его сатану, и даже сделался жилищем сатаны. «Обретается некоторым образом, - говорит преподобный Макарий Великий, - внутри нас пребывающий и сам враг, борющий и пленяющий нас»[43]. И это, отнюдь, «не произвольное суждение и не мечта, а опытное познание, получаемое теми, которые искренно предали себя Господу, твердо пребывают в молитве и непоколебимо противостоят борющему их врагу»[44]. «Таким образом, помыслы (имеют свой настоящий источник) не вне человека, но (появляются) внутри, проистекают из сердца»[45]. Злые помыслы нам показывают самым убедительным образом и свидетельствуют о греховной испорченности человека. И наоборот, святые, которые достигали совершенства уже не рассеивались и не волновались греховными помыслами, но постоянно пребывали в неразсеянной молитве, чуждой всякого суетного попечения.

2.4.3. Различие помыслов.

     С этой точки зрения задача святых отцов сводилась собственно к тому, чтобы приобрести действительную способность «владеть умом в помыслах» [46]. Ум является царем страстей, потому что он является и служит «домостроителем чувств и помыслов[47]. Следовательно, нужно человеку противостоять злым помыслам, различая естественные от лукавых. При этом, мы видим из жизни святых угодников, требуется много борьбы и тайного невидимого труда, чтобы испытывать свои помыслы. Из опыта Святых Отцов мы видим, что подвижники с целью достигнуть более точного и безошибочного различения помыслов обычно прибегали к помощи более опытных в духовной жизни отцов, исповедуя им свои помыслы.

     Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что человеку надо весь свой подвиг обращать на помыслы. Нужно постоянно упражнять и возделывать с рассуждением ум и помыслы, согласовывая их с Божьей волей. Таким образом именно в начальной стадии борьбы человека с грехом играет важнейшую роль помысл, который является не только исходным моментом возникновения страсти, но и центром борьбы человека с грехом. Святой Исаак Сирин заключает, что: «...победа человека и одоление его, и сокровище и защита его и все у подвижника производится помыслом»[48]. В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что из злого сокровища сердца своего человек выносит злое, а из доброго - доброе (Лк. 6,45). Следовательно, помысл имеет источником своим «сердце», что по святоотеческому объяснению есть внутреннейшее существо человека, которое и выражается в помыслы. При этом воля человека так же принимает активное участие: «Иисус видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое (лукавое) в сердцах ваших?» (Мф. 16,7) Итак, по слову Исаака Сирина, греховная страсть, держащая человека в пленении, есть «образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом и как бы постоянное о нем помышление и мечтание»[49].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter