Человек становится по душе и телу причастник Божественного естества, или, по выражению Святых Отцов, человек становится богом по благодати. Преподобный Макарий Великий восклицает: «О неизреченного благоутробия Божия, яко туне Самого Себя дает верующим, дабы они в малое время Бога получили себе в наследие и Бог вселился бы в тело Человека и его соделал Себе благим жилищем! Якоже бо Бог небо и землю создал для обитания в них человеку, тако тело и душу человеческую создал в жилище себе, дабы жити и упокоеватися в теле, яко в Своем доме, с прекрасною невестою, сиречь, с возлюбленною душею, по образу Его созданного... Бог по безпредельной, неизреченной, непостижимой любви и благоутробию своему благоволил сие самое создание умное, драгое и изрядное избрати Себе жилище, якоже писание глаголет: «Во еже быти нам в начаток Некий созданием Его» (Ион. 1,18), в премудрость сиречь, и сообщение Его, в собственное Его жилище, и в чистую невесту»[9]. «Такое понятие, - заключает святитель Игнатий об отношении души к телу, - есть естественное: оно истекает из постоянных опытов жизни, из самого ощущения нашего»[10] .

     Ранее, когда говорилось о сотворении мира, упоминалось создание мироздания из двух как бы природ - видимой и невидимой. По святоотеческой мысли, человек по замыслу Творца должен стать тем связующим звеном, которое бы соединило эти два мира.

     И хотя понятия видимого и невидимого мира относительные и образовавшиеся в нас из состояния падения: в котором мы находимся, в котором называть естественно видимую нами часть создания Божия миром видимым, а невидимую - миром невидимым, однако это сравнение довольно ясней раскрывает нам картину мироздания и значения в этом мироздании человека. Тем более, что Писание было написано и предназначено для чтения уже людей с поврежденным грехом разумом. «Адам, - говорит святитель Игнатий, - сиял всеми совершенствами и преизобилующий всеми благами, как бы некий второй мир - в великом малый»[11] . Или, употребляя другое святоотческое выражение - микрокосмосом. То есть в нем сосредоточилось все то, что сотворил Гсоподь прежде и, более того, он - Адам, получает образ и подобие Бога. Господь сотворил человека из двух природ: тело принадлежало к миру вещественному, душа - к миру духовному. «Человек производится не единственным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и создается постепенно». Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на употребление Бытописателем нового образа речи. В Писании «Бог говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Недавно мы слышали, как Он по сотворении неба и земли говорил: «да будет свет» и « да будет твердь посреды воды», и еще: «да соберется вода в собрание едино, и да явится суша» и «да изведут воды гады душ животных». Видел ты, что вся тварь в течении пяти дней созидаема была одним словом и повелением? Смотри теперь, какая перемена в словах. Уже не говорит (как прежде): да будет человек; но что? «Сотворим человека по образу нашему и по подобию». Что это за новость. Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все безсловесные животные»[12].

     Подводя итог всему вышесказанному, можно привести слова святого Иоанна Дамаскина, жившего в VII веке. Он в своей книге «Точное изложение Православной веры» собрал мнения знаменитых Святых Отцов, живших до него. Поэтому, излагая здесь его учение о природе и назначении первого человека, излагается и учение Григория Богослова, Афанасия Великого, Василия Великого, Максима Исповедника и других светильников Вселенской Церкви. «Бог, - говорит преподобный Иоанн, - сотворил природу, созерцаемую умом, то есть ангелов и все небесные чины, которых естество, без сомнения, разумно и бесплотно, то есть бесплотно в сравнении с грубым веществом. Ибо одно только Божество в собственном смысле невещественно и бестелесно.

     Еще Бог сотворил и чувственную природу, то есть небо, землю и все, что между ними. И первую природу он сотворил близко к себе, - ибо разумная и одним умом постигаемая природа близка к Богу; а другую, как подлежащую чувствам, сотворил по всем отношениям весьма далеко от себя. Но надлежало явиться существу, смешанному из сих двух природ, которое показывало бы большую премудрость и щедроту Творца той и другой, и, как говорит Богоглаголивый Григорий, было как бы некоторым союзом природы видимой с невидимою. Здесь под словом надлежало я разумею волю Зиждителя, ибо она для Бога есть устав и закон самый приличный... Так из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию; из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим дуновением»[13].

     Таким образом, первые люди, населявшие девственную природу блаженного рая, и пребывая в бесстрастном состоянии, наслаждались богообщением, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в котором были созданы. «Ибо Бог сотворил человека по образу своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным велиею добродетелию»[14]. Святитель Василий Великий, рассуждая о бесстрастии первых людей, не стыдившихся своей наготы (Быт. 2,25), говорит, что «наготы знать не надлежало (им), чтоб ум человека, придумывая себе одежды, не развлекался заботою о восполнении недостающего, и чтоб вообще попечением о плоти не был отвлекаем от внимательного устремления к Богу. Но почему не устроено ему одежды тотчас по сотворении? - задает вопрос святитель, и сам же на него отвечает, - потому что не были приличны ни естественные, ни искусственные одежды. Одежды естественные свойственны бессловесным, таковы: перья, волосы и грубая кожа, способная защитить от холода и переносить зной. И в этом одно животное ни мало не преимуществует перед другими, потому что во всех природа одинакового достоинства. А человеку прилично было, по мере любви к Богу, получать отличные (иные) дарования благ. Упражнения же в искусствах произвели бы недосуг, чего наипаче надлежало избегать, как вредного для человека. Посему и Господь, снова призывая нас к райской жизни, истребляет в душах наших заботу, говоря: «не пещитися душею вашею, что ясте, ни телом вашим, во что облечетеся» (Мф. 6,25). Поэтому неприлично было человеку как естественные, так и искуственные покровы. Напротив того, если бы показал свою доблесть (в противлении греху), для него приуготовлены были иные покровы, которые бы, по Божьей благодати, процвели на человеке, и стали осиявать его какими-то светлыми оболочками, подобные ангельским, превосходящим пестроту цветов, светлость и лучезарность звезд»[15].

     Такое будущее ожидало Адама и Еву, а за ними и весь род человеческий, но злость диавола помешала всему этому осуществиться. Бытописатель не указывает, как долго прародители находились в раю, но говорит, что они нарушили завет с Богом и пали (Быт. 3, 1-6). Но «до падения, - говорит святитель Игнатий, - человеческое естество было вовсе не причастно к злу. В нем жило и действовало одно только добро. Никакого опытного понятия о зле человечество не имело. Оно знало только, что существует зло, что опытное познание зла пагубно для человечества (Быт. 2, 9-17;3,2)»[16]. Далее святитель говорит, что теоретическое и поверхностное познание о зле не могло иметь никакого вредного влияния на человеческое естество, как познание мертвое, тождественное незнанию в отношении внутренней и внешней деятельности человека. «Падение же человека совершилось через опытное познание зла. Так, например, теоретическое познание о яде не причиняет смерти, даже наоборот, предостерегает человека от нее; практическое же познание яда, то есть, вкушение его приносит смерть»[17].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter