Что такое человек и в чем смысл нашего бытия? Извечный вопрос человечества, на который оно ищет ответ и не может найти удовлетворения в предлагаемых ему ответах. Откуда мы и для чего являемся на земле? Какова причина и цель нашей земной жизни, этого странствования, краткого по сравнению с вечностью, продолжительного и утомительного по отношению к своей жизни. Мы являемся в бытие бессознательно, без всякого с нашей стороны согласия; уводимые из этой жизни против нашей воли, в час неопределенный, непредугаданный.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    1.1. Сотворение мира
    1.2. Сотворение человека
ЧАСТЬ 2. ГРЕХ И ЕГО РАЗВИТИЕ
    2.1. Грехопадение родителей
        2.1.1.Диавол - отец греха
        2.1.2. Рождение в душе трехчастного греха
    2.2. Определение греха
    2.3. Смерть духовная. Образ и подобие после падения.
        2.3.1. Расстройство сил души.
        2.3.2. Искажение образа, утрата подобия.
        2.3.3. Порабощение сил души страстям.
    2.4. Влияние страстей через помыслы на душу.
        2.4.1. Развитие страстей.
        2.4.2. Добрые и злые помыслы - их происхождение.
        2.4.3. Различие помыслов.
    2.5. Развитие страсти от мысли к делу.
        2.5.1. Прилог.
        2.5.2. Внимание - сочетание - услаждение.
        2.5.3. Сложение и решимость.
        2.5.4. Пленение и грех.
    2.6. Обращение страсти в навык - борьба с ней.
ЧАСТЬ 3. ДОБРОДЕТЕЛЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
    3.1. Естественные добродетели.
        3.1.1. Добродетель падшего естества.
        3.1.2. Ветхозаветная добродетель.
    3.2. Сверхъестественные добродетели.
        3.2.1.Добродетель после таинства Крещения.
        3.2.2. Любовь к Богу - главная побуждающая сила к добродетели.
        3.2.3. Добродетель как труд и как дар.
    3.3. Развитие добродетели по возрастам совершенства.
    3.4. Три ступени восхождения к Богу.
        3.4.1. Состояние раба.
        3.4.2. Состояние наемника.
        3.4.3. Совершенный возраст - сыновство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

    Нам неизвестно, что произойдет с нами через день, через несколько минут. Мы постоянно встречаемся с неожиданностями. Находимся очень часто под влиянием обстоятельств и обстановки, которые нас порабощают себе.

     В конце концов, пробыв определенное время на земле, мы исчезаем с лица земли, исчезаем в неизвестность. Способ отшествия нашего из земной жизни страшен: он называется смертью. С понятием о смерти соединено и понятие о прекращении существования. Но каждый здравомыслящий человек имеет необъяснимое в себе чувство и невольное убеждение, что он - бессмертен. Наши чувства и наше понимание очень часто нас раздваивают, и человек либо отгоняет от себя эти размышления, либо встает перед тайной, на которую не может найти полнокровного ответа: кто я такой? Человек становится тайной для самого себя.

     Неужели эта тайна закрыта для нас окончательно и нет никакой возможности раскрыть ее? Святитель Игнатий (Брянчанинов), в своей книге «О человеке», говорит, что тайна эта закрыта, а «запечатлел ее для человека грех, запечатлело ее для него падение его»[1].

     Именно грех внес разрушение во Вселенную, созданную Всеблагим Творцом без тени греха и порока. И он уже является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Таким образом, разобрав два противоположных понятия - греха и добродетели, и их проявления в человеческой природе, попытаемся ответить на вопрос, заданный нами в начале работы - что такое человек и каков смысл нашего бытия. Для этого обратимся к Священному Писанию и Православному учению о человеке, грехе и добродетели.

     Эта дипломная работа не является самостоятельным трудом, она основана на творениях Святых Отцов и Учителей Церковных, которые, борясь с грехом, раскрыли психологические понятия этого недуга, рождающего в человеке бесчисленные страсти - крайнюю степень греха. Святые Отцы на основании не отвлеченного разума, а непосредственного переживания испытали всю силу и остроту борьбы с грехом, т.к. они сопротивляясь ему, заставили страсти обнажить свое подлинное состояние во всех проявлениях, начиная с прилога (обольщение страстью) и заканчивая пленением человека грехом. Таким образом, в жизни святых подвижников и их творениях есть все необходимое для того, чтобы обнаружить и показать все проявления греховных страстей, которые извратив естество человека, извратили и правильное понятие о смысле нашего существования.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter