настоящей работе сделана попытка показать, как постепенно раскрывался, выкристаллизовывался и отливался в четкие богословские формы главнейший догмат христианства о природе Бога Троицы и действия Его в мире.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРИНИТАРНОЕ ЬОГОСЛОВИЕ В ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД
1.1. Апологеты. Святой Иустин Философ
1.2. Святитель Ириней Лионский
1.3. Тертуллиан
1.4. Ориген
1.5. Святитель Афанасий Александрийский
1.5.1. Краткая характеристика арианства и методы борьбы с ним святителя Афанасия Александрийского
ГЛАВА 2. ТРИАДОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
2.1. Святитель Григорий Назианзин о Богословии
2.2. Святитель Григорий Богослов о Святой Троице
2.3. Святитель Григорий Богослов об Ипостасях Святой Троицы
2.4. Святитель Григорий Богослов о свойствах Ипостасей Святой Троицы
2.4.1. Ипостасные свойства Бога Отца
2.4.2. Ипостасные свойства Бога Сына
2.4.3. Святитель Григорий Богослов о Святом Духе
2.4.3.1. Ипостасные свойства Бога Святого Духа
ГЛАВА 3. СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ПРИРОДЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Православная триадология (учение о Боге Троице) уходит своими корнями в Евангельскую весть, весть о воплотившемся Боге Слове. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Поэтому, по мысли В. Н. Лосского, говоря о Воплощении, невозможно обойти молчанием вопрос о тайне Святой Троицы, потому что обе эти тайны неотделимы одна от другой.
Из истории нам известно, что вопрос о единстве Лиц Святой Троицы в единой Сущности Божества был выяснен не вдруг, для этого понадобилось, во - первых довольно большой промежуток времени и, во – вторых, напряженной работы богословской мысли. Было допущено множество промахов в решении этой жгучей проблемы своего времени (IV век по преимуществу тринитарный). Решающую роль здесь сыграли великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. «Святой Василий Великий дал ясное и точное решение основных догматических проблем, которые отлил в чеканные формы святой Григорий Богослов и философски углубил Григорий Нисский»[1]. Богословская доктрина великих каппадокийцев складывалась в период их полемики с еретичествующим Евномием одним из видных ариан. То, чем занимались каппадокийцы нельзя назвать спором о словах[2], как может показаться постороннему наблюдателю. Спор шел о Сути, о тайне Личности.
Блистательная аргументация и непреклонная твердость святого Афанасия Александрийского в отстаивании единосущия Лиц Святой Троицы определили дальнейший ход святоотеческого богословия.
Что же касается святого Григория Богослова и его вклада в православную догматику и осмысление тайны Триединого Бога, то здесь мы впервые встречаем опыт введения догматической системы, основывающейся на новой терминологии. Для святителя Григория Богослова решение данной проблемы вовсе не означало формально, сухо определить свое понимание Божества. Для него видеть Бога означает созерцать Троицу, соучаствуя во всей полноте Ее света: «Будут сонаследниками совершенного Света и созерцания Пресвятой Владычной Троицы те, которые совершенно соединяются с совершенным Духом, и это будет, как я думаю, Царство Небесное»[3]. Святитель Григорий Богослов более всех других говорил именно о созерцании Пресвятой Троицы и предел всех его желаний в том, чтобы «быть там, где моя Троица в полном блеске Ее сияния…Троица, даже неясная тень Которой наполняет меня волнением»[4]. Другими словами , Бог таков , то есть Триипостасен в единой Сущности, потому, что святой Григорий видел Его Таковым, созерцал Его Таковым.
История развития догмата о Святой Троице весьма насыщена историческими событиями, богословскими спорами, отлучениями от Церкви одних и принятием в общение других. Вопрос этот чрезвычайно сложен, поэтому для того, чтобы сложилось целостное представление об исследуемом вопросе, необходимо обратиться к истории догмата о Святой Троице. К тому времени, когда еще только - только закладывался фундамент, на котором впоследствии выстроилась четкая терминология, исключающая все крайности, начиная от полнейшей рационализации (ариане, евномиане) и кончая полным отказом от посильного познания Бога (агностики, гносиомахи).
Хотя православные использовали в своем богословии слова и термины, взятые ими у мирских философов, им удалось наполнить заимствованную терминологию совершенно новым содержанием. «Торжество христианской мысли в том, что она выработала в течение первых четырех веков, особенно в четвертом, (преимущественно тринитарный век), то определение, которое дало язычникам (народам – А. С.) возможность провидеть полноту Пресвятой Троицы; это была не рационализация христианства, но христианизация ума, превращение философии в созерцание, насыщение мысли тайной, которая не есть какой-то скрываемый от всех секрет, а свет неистощимый»[5].
Именно об этом свете свидетельствовали апостолы, апологеты, св. отцы, и, благодаря им, можем свидетельствовать и мы, современные православные христиане.
В качестве основных пособий при написании работы были использованы: капитальный труд по истории догматических движений в эпоху Вселенских соборов профессора А. Н. Спасского, проделавшего огромную работу в данной области исследования, а так же глубочайшие исследования в этой области В. Н. Лосского, в частности его работа «Мистическое богословие Восточной Церкви», «Догматическое богословие», и отдельные его статьи, опубликованные в «Богословских трудах».
Немалый вклад был сделан протоиереем Г. Флоровским и Л. П. Карсавиным, их работы так же были использованы нами.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы осмыслить, и, не искажая мысли святого Григория Богослова, раскрыть и донести до современного христианина в словах наименее неподходящих, но современных нам, живую потребность в осмыслении своей веры и святоотеческого наследия Православной Церкви.