Заключение

    В первые века христианства великим богопросвещенным отцам, крепким и мужественным подвижникам Христовым было открыто, что с течением веков настанут такие времена, когда истощатся и в христианах, равно как и во всех людях, естественная крепость телесных и душевных сил и с ней – непреоборимое мужество духа; когда слабые душой и телом самые ревностные из крестоносных последователей подвигоположника Христа будут только изумляться дивным подвигам древних аскетов христианства, будучи не в силах подражать им. Такой упадок духовных сил как свидетельствует история был не единожды. Об этом говорил еще преподобный Антоний Великий в IV веке, преподобный Симеон Новый Богослов в X веке, святитель Игнатий Брянчанинов в XIX веке[190]. В среде современных нам христиан мало таких, которые бы могли понести аскетические подвиги древних пустынников. Но это не повод для ослабления в нас ревности к Богоугождению. Святые отцы говорят, что и в настоящее время можно достичь духовного совершенства. И стяжание Святого Духа, для человека в современном мире, не только возможно, но и необходимо для спасения[191].

    О необходимости стяжания Святого Духа так говорит преподобный Макарий Великий: “Если кто здесь не искал и не принял Божественного Духа, то он во время исшествия из тела отлучается уже на шуюю страну тьмы, не входя в небесное Царство и в геене имея конец с диаволом и с ангелами его”[192]. Как свидетельствует опыт духовных старцев, стяжание Святого Духа и достижение совершенства, в настоящее время главным образом происходит не через высокие телесные подвиги, а через приобретение душевных добродетелей: смирения, покаяния, благодушного перенесения скорбей и так далее. Учитель преподобного Симеона Нового Богослова, святой старец, желая умерить неразумную ревность послушника, превозносящегося своими телесными подвигами, говорил ему: “Ведай, чадо, что Бог не благоволит много ни к посту, ни к бдению, ни к другому какому телесному труду, ни к какому другому доброму делу, и не являет себя никому другому, кроме только смиренной, непытливой и благой души и сердца”[193].

    Рассмотрев нравственно – аскетическое учение преподобного Исаака мы увидели, что оно основывается на православном церковном Предании и Священном Писании и вполне, при совете с преуспевшими в подвигах братиями, применимо для наших дней. Как видно темы о смирении, покаянии, плаче являются в творениях преподобного Исаака, постоянными. О смирении святой Исаак говорит как о главной добродетели, которой человек уподобляется Богу. В своих сочинениях, святой Исаак, также говорит о рассуждении в деле спасения, предостерегая подвижников от преждевременного стремления к высоким духовным добродетелям. Говорит и о многих других добродетелях необходимых каждому человеку.

    Из всего вышесказанного можно заключить, что творения преподобного Исаака Сирина имеют универсальную цель. Они адресованы не только пустынникам, но и жителям городов, не только монахам, но и всем верующим во Христа. С необычайной живостью он говорит о том, что насущно для каждого христианина – о покаянии и смирении, о многообразных внешних и внутренних формах молитвы, об одиночестве и общежитии, о молчании, изумлении и экстазе. Надеемся, что данная дипломная работа поможет читателям глубже понять мысли преподобного Исаака Сирина и послужит тому, что всякий желающий исцелиться от духовный проказы греха и стремящийся к духовному совершенству, руководствуясь его наставлениями, пойдет по пути святых отцов, по пути, который ведет человека в жизнь вечную.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter