3.6. Нестяжательность

    Что же такое нестяжание? Во – первых оно есть Божественное установление: “Всяк от вас, иже не отречется всего имения не может быти Мой ученик” (Лк. 14, 33). Святой Исаак значение добродетели нестяжания определяет так: “Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете”[101]. Почему же Господь прежде всего велел взяться за нестяжательность? “Чтобы ум не терпел вреда от всего, - отвечает святой Исаак, - от зрения, от слуха, от попечения о вещах, от их истребления, от их умножения, от человека, и чтобы связать его единым упованием на Бога, Господь отклонил от нас всякое попечение мудрования отрешением от всего, чтобы вследствие сего возжелали мы собеседования с Богом”[102]. Ум у любостяжательного находится в узах вещества и “пока не освободится от всего видимого, усматриваемого в видимой твари, не освободится и от попечений о видимом, и не соделается чистым от потемненных помыслов”[103]. Аналогичное высказывание мы видим у святого Иоанна Лествичника: “Нестяжательный муж молится чистым умом, а любостяжательный во время молитвы представляет образы вещества”[104].

    Добровольная нищета для святого Исаака выше милостыни: “Если возложишь на душу свою правило нищеты, и, по благодати Божией, освободишься от попечений и нищетою своею станешь выше мира, то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души в смятение тем, что будешь брать у одного и давать другому; не уничтожь чести своей зависимостью от людей, прося у них, и не утрать свободы и благородства ума своего в попечении о житейском, потому что степень твоя выше степени милостивых”[105]. Святые подвижники строго помнили, что нестяжание выше милостыни. В “Древнем Патерике” приводится много таких примеров. Вот один из них: “Некто просил принять деньги на свои нужды. Он не захотел принять, довольствуясь своим рукодельем. Когда же тот не переставал упрашивать старца принять деньги хотя для нужд бедных, то он отвечал: - Здесь будет двоякий стыд: я принимаю деньги без нужды и тщеславлюсь чужим даянием”[106].

    Инок, имеющий деньги, или какие – нибудь дорогие вещи “невольно, по каким – то неотложным и неотразимым необходимости и закону, надежда его нисходит от Бога к имуществу. – Учит святитель Игнатий Брянчанинов. – На имущество он возлагает свое упование; в имуществе он видит свою силу. … И делается сердце вещелюбца жестким и чуждым всякого духовного ощущения, как жестко и бесчувственно вещество”[107]. Напротив того, инок пребывающий в нестяжании постоянно помышляет о горнем, его помысел чист от всего мирского и это сохраняет его от многих страстей. “Пока человек пребывает в нестяжательности, - учит преподобный Исаак Сирин, - непрестанно приходит ему мысль преселения из жизни, и прилагает он всегда попечение свое о жизни по воскресении, во всякое время всячески готовится туда и приобретает терпение против всякой чести и телесного покоя … даже не боится и смерти, потому что ежечасно устремляет на нее взор как на нечто приближающееся и ожидает ее; попечение его с несомненным упованием возвергнуто на Бога”[108].

    При получении, по какому – нибудь случаю ценной вещи или значительного числа денег тот час же является в сердце инока упование на это имущество, упование же на Бога ослабевает. Если подвижник не остерегается, то является привязанность пристрастие к имуществу, которое легко обращаются в страсть: “Если же случится ему, по какой – то причине приобрести что – либо преходящее, - говорит святой Исаак, - то в этот же самый час в душе его начинает пробуждаться любовь к телу; помышляет он о долгой жизни; ежечасно в нем возникают и приходят в силу помыслы о плотском покое ... и изыскивает сам в себе, не возможно ли ему, каким бы то ни было образом, иметь у себя все, что составляет для него этот покой”[109]. Далее святой Исаак дает совет, как нужно поступать монаху: “Если имеешь что лишнее сверх дневной потребности, раздай это нищим и иди с дерзновением приносить молитвы свои, то есть беседуй с Богом, как сын с отцом. Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня, и ничто не производит в уме такой тишины, как произвольная нищета”[110].

    Необходимо отметитить, что все вышесказанное о нестяжании в основном относится к монашествующим, к настоящим подвижникам, которые всецело предались Христу в уединенной молитве за себя и за весь мир. “Но кто занят делами житейскими, собственными руками работает и сам берет у других, тот обязан подавать милостыню”[111]. Поэтому мирянам более приличествует приобретение добродетели милосердия, через подаяние вещественной милостыни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter